Что убивает россиян: "неучтенка" или "суррогат"?

Россия спивается и умирает от "паленой" водки. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Геннадий Онищенко явно не стремился приукрасить картину. В своем вчерашнем постановлении он призвал федеральные органы к более решительной борьбе с производителями низкокачественного спиртного.

Впрочем, игроки рынка считают порочной саму систему государственного контроля над алкоголем и призывают не смешивать понятия нелегального и некачественного спиртного.

По данным Онищенко, в 2004 г. число алкоголиков в России достигло 2 млн. 369 тыс. человек и составило 1,6% от общей численности населения. Заболеваемость алкоголизмом за четыре года выросла на 14,1 %. В нынешнем году мы продолжаем наблюдать тенденцию к его росту.

В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм в Российской Федерации 13,4% составляют случаи смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. По предварительным данным в 2005 г. в стране от случайных отравлений алкоголем умерло 35900 человек. Это немного меньше, чем в 2001-2004 годах, но больше, чем в конце 90-ых. В любом случае, это огромная цифра – фактически, ежегодно Россия теряет почти 10 дивизий.

К сожалению, официальные данные, которыми оперирует Онищенко, можно назвать оптимистичными. Есть и другая, неофициальная цифра экспертов наркологов: ежегодно от суррогата гибнет 200-250 тысяч человек.

Согласно статистике, накопленной во время надзорных мероприятий, каждая четвертая бутылка с отравой пришла в Россию из-за рубежа. Онищенко обращает внимание на то, что ежемесячно в Российской Федерации осуществляется ввоз зарубежной алкогольной продукции в размере около 50 млн. литров. Наиболее часто не соответствуют требованиям безопасности вина виноградные и коньяки, поступающие в Россию из стран СНГ, а также Чили и Аргентины.

При производстве винограда в указанных странах, используемого для приготовления вина и виноматериалов, применяются пестициды, в том числе 2 и 3 класса опасности. При этом производителями и поставщиками при ввозе вина и виноматериалов не представляются сведения о применении в их производстве пестицидов, что противоречит законодательству Российской Федерации в сфере безопасного обращения пестицидов и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

По мнению Онищенко, усилия органов государственной власти по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции недостаточны. Кроме того, он обращает внимание на обилие скрытой рекламы спиртного в средствах массовой информации.

Сложившаяся ситуация с нелегальным и "паленым" спиртным в России сложилась тяжелая. Но игроки алкогольного рынка, в частности Союз участников алкогольного рынка (СУАР) убеждены, что это разные вещи.

"Рынок нелегального алкоголя существует в любой стране, но в цивилизованных странах нелегальная продукция больше связана с фальсификацией на уровне интеллектуальной собственности, подделок торговых марок, что в принципе не несет угрозу здоровью населения. В России вопрос стоит остро - велика возможность отравиться нелегальной продукцией", - отмечают специалисты СУАР в своем февральском докладе о нелегальном алкогольном рынке России.

То есть сам факт огромного рынка нелегальной продукции – по данным СУАР, до 40% от общего объема – еще не есть беда сама по себе. По их мнению, для существования нелегального рынка в государстве сложилось много предпосылок: и самая главная из них – низкий уровень жизни 30% населения, которое представляет собой именно по этой причине самого активного потребителя дешевой алкогольной продукции и ее суррогатов. Предельный ценовой уровень для этой группы населения находится на рубеже 30 рублей за бутылку водки или продукта, ее заменяющего.

Структура рынка заменителей водки неоднородна. 90% нелегальной водки - продукция приличного заводского качества. Вполне приличны по качеству и безопасности и аптечные настойки, употребляемые вместо водки, но с них также не платятся акцизы. На большую часть нелегальной водки государственные контролирующие органы не обращают должного внимания по одной простой причине - выпущенная на «нормальных» заводах, она не представляет угрозы для здоровья населения.

"Не надо ехать в медвежий угол России, чтобы купить не очень легальную водку, достаточно зайти в каждый третий московский магазин и купить водку за 35-45-50 рублей за пол-литровую бутылку при минимально возможной альтруистической цене не ниже 63-65 рублей", - говорят в СУАРе.

В СУАРе уверены: "не могут органы государственного контроля и безопасности не знать при своих нынешних беспредельных возможностях, кто производит ежемесячно 40% нелегальной водки".

Вывести производство качественного алкоголя из тени и тем самым более прицельно бить по производителям суррогата – это общая мысль, понятная как "федералам", так и игрокам рынка. И если первые пытаются достичь этого путем ужесточения карательных мер, то производители настаивают на радикальных налоговых послаблениях – хотя бы для спиртного низшей ценовой категории, что бы российские бедняки не соблазнялись техническими спиртосодержащими жидкостями.

Однако сами же эксперты отмечают, что на это никогда не согласятся крупные производители продукции. Да и наличие «государственной» водки по 30 рублей не означало бы исчезновение теневого рынка. Все это говорит о сложности проблемы и ее неоднозначности.

Сергей Малинин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Принципы богатства
Принципы богатства
Финансы
Экономь! Только экономя и вкладывая деньги, можно стать миллионером за несколько лет. Расточительный образ жизни редко ведет к росту благосостояния в начале пути.
Бизнес-план: птицеферма
Бизнес-план: птицеферма
Производство
Импорт птицы в нашу страну в последние годы начал сокращаться, а это значит, что активность производителей на внутреннем рынке будет расти.
Бизнес-план: Бар-паб
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Привычки в стиле Кайдзен
Привычки в стиле Кайдзен
Ресурсы
Хорошая новость в том, что любое действие можно превратить в привычку и выполнять на полном автомате.
Двадцать секрета эффективных продаж
Двадцать секрета эффективных продаж
Правила игры
Успешные продажи – залог успеха любой компании.
Пятнадцать технических приемов продаж
Карьера
Что для вашего клиента важнее всего? Если Вы получите ответ на это вопрос, Вы получите доступ к его бумажнику.
Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки Главные принципы успеха в бизнесе Двенадцать человек, которые ВНЕЗАПНО поняли, чем хотят заниматься
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной
Рынок услуг
Любой автовладелец готов многое отдать за покрытие, которое защитит его машину от царапин и повреждений. И почему-то мало кому на ум приходит мысль использовать для покраски авто жидкую резину.
Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев  Бизнес-идея: порошковая окраска
Как думать лучше
Как думать лучше
Ресурсы
Доказано, что главным залогом правильного решения является не интеллект и не опыт, а решимость найти это решение.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus