Что убивает россиян: "неучтенка" или "суррогат"?

Россия спивается и умирает от "паленой" водки. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Геннадий Онищенко явно не стремился приукрасить картину. В своем вчерашнем постановлении он призвал федеральные органы к более решительной борьбе с производителями низкокачественного спиртного.

Впрочем, игроки рынка считают порочной саму систему государственного контроля над алкоголем и призывают не смешивать понятия нелегального и некачественного спиртного.

По данным Онищенко, в 2004 г. число алкоголиков в России достигло 2 млн. 369 тыс. человек и составило 1,6% от общей численности населения. Заболеваемость алкоголизмом за четыре года выросла на 14,1 %. В нынешнем году мы продолжаем наблюдать тенденцию к его росту.

В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм в Российской Федерации 13,4% составляют случаи смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. По предварительным данным в 2005 г. в стране от случайных отравлений алкоголем умерло 35900 человек. Это немного меньше, чем в 2001-2004 годах, но больше, чем в конце 90-ых. В любом случае, это огромная цифра – фактически, ежегодно Россия теряет почти 10 дивизий.

К сожалению, официальные данные, которыми оперирует Онищенко, можно назвать оптимистичными. Есть и другая, неофициальная цифра экспертов наркологов: ежегодно от суррогата гибнет 200-250 тысяч человек.

Согласно статистике, накопленной во время надзорных мероприятий, каждая четвертая бутылка с отравой пришла в Россию из-за рубежа. Онищенко обращает внимание на то, что ежемесячно в Российской Федерации осуществляется ввоз зарубежной алкогольной продукции в размере около 50 млн. литров. Наиболее часто не соответствуют требованиям безопасности вина виноградные и коньяки, поступающие в Россию из стран СНГ, а также Чили и Аргентины.

При производстве винограда в указанных странах, используемого для приготовления вина и виноматериалов, применяются пестициды, в том числе 2 и 3 класса опасности. При этом производителями и поставщиками при ввозе вина и виноматериалов не представляются сведения о применении в их производстве пестицидов, что противоречит законодательству Российской Федерации в сфере безопасного обращения пестицидов и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

По мнению Онищенко, усилия органов государственной власти по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции недостаточны. Кроме того, он обращает внимание на обилие скрытой рекламы спиртного в средствах массовой информации.

Сложившаяся ситуация с нелегальным и "паленым" спиртным в России сложилась тяжелая. Но игроки алкогольного рынка, в частности Союз участников алкогольного рынка (СУАР) убеждены, что это разные вещи.

"Рынок нелегального алкоголя существует в любой стране, но в цивилизованных странах нелегальная продукция больше связана с фальсификацией на уровне интеллектуальной собственности, подделок торговых марок, что в принципе не несет угрозу здоровью населения. В России вопрос стоит остро - велика возможность отравиться нелегальной продукцией", - отмечают специалисты СУАР в своем февральском докладе о нелегальном алкогольном рынке России.

То есть сам факт огромного рынка нелегальной продукции – по данным СУАР, до 40% от общего объема – еще не есть беда сама по себе. По их мнению, для существования нелегального рынка в государстве сложилось много предпосылок: и самая главная из них – низкий уровень жизни 30% населения, которое представляет собой именно по этой причине самого активного потребителя дешевой алкогольной продукции и ее суррогатов. Предельный ценовой уровень для этой группы населения находится на рубеже 30 рублей за бутылку водки или продукта, ее заменяющего.

Структура рынка заменителей водки неоднородна. 90% нелегальной водки - продукция приличного заводского качества. Вполне приличны по качеству и безопасности и аптечные настойки, употребляемые вместо водки, но с них также не платятся акцизы. На большую часть нелегальной водки государственные контролирующие органы не обращают должного внимания по одной простой причине - выпущенная на «нормальных» заводах, она не представляет угрозы для здоровья населения.

"Не надо ехать в медвежий угол России, чтобы купить не очень легальную водку, достаточно зайти в каждый третий московский магазин и купить водку за 35-45-50 рублей за пол-литровую бутылку при минимально возможной альтруистической цене не ниже 63-65 рублей", - говорят в СУАРе.

В СУАРе уверены: "не могут органы государственного контроля и безопасности не знать при своих нынешних беспредельных возможностях, кто производит ежемесячно 40% нелегальной водки".

Вывести производство качественного алкоголя из тени и тем самым более прицельно бить по производителям суррогата – это общая мысль, понятная как "федералам", так и игрокам рынка. И если первые пытаются достичь этого путем ужесточения карательных мер, то производители настаивают на радикальных налоговых послаблениях – хотя бы для спиртного низшей ценовой категории, что бы российские бедняки не соблазнялись техническими спиртосодержащими жидкостями.

Однако сами же эксперты отмечают, что на это никогда не согласятся крупные производители продукции. Да и наличие «государственной» водки по 30 рублей не означало бы исчезновение теневого рынка. Все это говорит о сложности проблемы и ее неоднозначности.

Сергей Малинин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus