"Прорывная" авиация России: контуры видны уже сегодня

Вчера в российском авиапроме случилось поворотное событие. Куда оно повернет авиационную промышленность страны – пока неизвестно. Но факт остается фактом: президент России подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК).

Конечно, с сегодняшнего дня ОАК не начала нормально функционировать. До этого момента частному бизнесу, занятому в авиапроме, и государству предстоит влить в объединенную структуру пакеты акций предприятий, из которых собственно и будет строится ОАК. Процесс этот обещает быть долгим и конфликтным – четкие правила пока не определены и у частного капитала могут быть свои соображения, отличные от планов государства , о своей доле участия в корпорации.

ОАК должна будет решить следующие критичные для российского авиапрома задачи: вывести на мировые рынки максимально конкурентоспособные коммерческие модели самолетов, обеспечить потребности военной авиации России и выйти на "прорывные программы", в основном военного направления.

Когда ожидать первых полноценных вздохов ОАК и какие программы станут приоритетными? Какие "прорывные" проекты должны определить будущее российской боевой авиации? Несмотря на то, что в СМИ об этом сведений практически нет, в экспертной среде текущие приоритеты известны.

Ими с читателями "ПРАВДЫ.Ру" поделился ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности", главный редактор портала "Авиапорт.ру" Олег Пантелеев (ОП).

"ПРАВДА.Ру": Когда можно ожидать начала полноценной работы ОАК?

ОП: Конечно, говорить о том, что сразу после подписания указа ОАК заработала, как единый механизм, нельзя. Предусматривается, что в новую структуру будут вноситься пакеты акций предприятий-участников ОАК. Когда пакеты будут переведены – тогда и можно будет ставить точку в формировании корпорации.

Пока не назначен директор ОАК, трудно говорит о том, что существует какая-то управляемая структура. В зависимости от того, кто придет на эту должность можно прогнозировать, какие будут приоритеты развития и т.д.

Количество различных кандидатур, которые озвучиваются, очень большое: и первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний, упоминался директор РСК "МиГ" Алексей Федоров, в свое время называли главу Роспрома Бориса Алешина. В конце концов, нельзя исключать и такого варианта, что это будет какой-либо представитель "Рособоронэкспорта". "Рособоронэкспорт" сейчас активно укрепляет свои позиции в российской промышленности.

"ПРАВДА.Ру": В сложившейся ситуации, когда сохраняется проблема управления, есть ли какие-то четкие перспективы и планы работы корпорации?

ОП: Ситуация очень простая: в настоящее время существует "Некоммерческое партнерство ОАК", созданное при участии представителей заинтересованных ведомств и предприятий авиационной промышленности. Его возглавляет Валерий Безверхний.

Партнерство принимало участие в работе над данным указом, а ранее – над концепцией объединенной корпорации. Это партнерство на первоначальном этапе разработало несколько важных документов. К примеру, определен продуктовый ряд (перечень конкретных типов самолетов), а также компании, ответственные за каждое из направлений. В настоящее время это различных 11 проектов в области гражданской и боевой авиации.

К данным проектам относятся:

  • RRJ (Russian Regional Jet – российский проект регионального пассажирского самолета)
  • МС-21 (Семейство ближне-среднемагистральных самолетов)
  • Модернизация существующего парка Ил-96 и Ту-204-214
  • Грузовой многоцелевой самолет МТА совместно с Индией
  • Модернизация военно-транспортного самолета Ил-76
  • Восстановление производства Ан-124 "Руслан"
  • Строительство самолета-амфибии Бе-200
  • Конвертация пассажирских самолетов в транспортные
  • Создание двух перспективных истребителей: ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и легкого истребителя. 
  • Создание ударных беспилотных комплексов
  • Два проекта по учебным самолетам – Як-130 и МиГ-АТ

"ПРАВДА.Ру": Как будет строится кооперация ОАК с крупнейшими мировыми авиаконцернами?

ОП: В настоящий момент в рамках некоммерческого партнерства "ОАК" существует коллектив специалистов, который занимается этим направлением. В частности, проводится анализ предложений и Boeing, и Airbus по сотрудничеству. Во-вторых, рабочая группа ОАК занимается своего рода "ревизией" производственных мощностей российских предприятий, а также выработкой рекомендаций. Эти рекомендации определяют, по каким конкретным проектам будет вестись сотрудничество между российским авиапромом и мировыми авиастроительными компаниями, какие конкретно российские предприятия будут задействованы в тех или иных совместных программах.

Это не затрагивает уже существующие проекты. Как известно, тот же "Иркут" уже подписал контракт с Airbus и готовится к отгрузке первых комплектующих для европейских авиастроителей. Кроме того, сегодня существует контракт между Airbus и "Воронежским акционерным самолетостроительным обществом".

"ПРАВДА.Ру": Механизм привлечения частного и, тем более, иностранного капитала в отрасль пока не ясен. Есть ли какие-то тенденции в этом направлении?

ОП: По мере того, как будут создаваться дивизионы ОАК по гражданской технике, военной технике, по военно-транспортной и спецтехнике, доля частного капитала, включая иностранных инвесторов, может как-то меняться. Очевидно, что в боевой авиации государственное участие будет максимально, а иностранный капитал привлекаться не будет. Если и будет, то как результат одобренного на высоком политическом уровне союза - например с Индией.

А что касается гражданской авиации – то почему бы там не появиться большему участию частных компаний и иностранных компаний?

Вопрос участия частного и иностранного капитала в ОАК до конца не решен. По крайней мере, сегодня кажется ясным, что в ближайшие годы участие государства в формировании новой авиационной промышленности будет заметно выше, чем частного капитала, и даже будет возрастать.

Интересных проектов для частных инвесторов сейчас в рамках ОАК крайне мало. Частный капитал вряд ли будет вкладываться в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – объемы большие, срок возврата большой и высокие риски. Поэтому они останутся прерогативой государства.

Беседовал Сергей Малинин

Читайте также: "Правительство открывает двери западному авиапрому. Что дальше?"

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Как правильно делать наценку на товар
Как правильно делать наценку на товар
Правила игры
Что за сколько продавать? Вряд ли начинающие торговцы ломают голову над этим вопросом - а напрасно. Наценка на ассортимент распределяется неравномерно, эта наука сложнее, чем может показаться. Предлагаем вам советы от профессионалов торговли, которые подсказывают, как завоевать у покупателей репутацию магазина, где цены соответствуют качеству.
12 советов о том, как стать оптимистом
12 советов о том, как стать оптимистом
Правила игры
Людям отовсюду твердят о пользе оптимизма, он-де продлевает жизнь. Но что делать, если жить долго хочется, а родиться оптимистом не довелось? Можно ли воспитать в себе это трагоценное качество? Да, можно. Предлагаем вам пошаговую инструкцию.
Социальное программирование на примере трех экспериментов
Социальное программирование на примере трех экспериментов
Правила игры
Задумывались ли вы когда-нибудь над неписаными правилами, которым тем не менее, обязаны следовать? Общество транслирует написанные кем-то и когда-то социальные законы, зачастую просто не понимая их смысла. Слабые духом, а их значительно больше 95 % населения, просто принимают правила игры – даже не понимая, зачем и для чего они это делают. А вы? Для осознания...
Семь основных жестов лжеца
Семь основных жестов лжеца
Правила игры
Какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет? Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. Американские психологи проводили эксперимент с медицинскими сестрами, которым в условиях ролевой игры было дано указание сообщать пациентам неправду об их состоянии. Те сестры, которым приходилось обманывать, чаще использовали жесты "рука к лицу", чем те,...
Сладкая история успеха
Сладкая история успеха
Карьера
Какими путями люди приходят к богатству? говорят, многие из миллионеров не имели образования - и это правда, однако голову-то на плечах они имели. Предлагаем вашему вниманию рецепт успеха от всемирно известного итальянского изобретателя сладостей.
Сладкая история успеха
Карьера
Какими путями люди приходят к богатству? говорят, многие из миллионеров не имели образования - и это правда, однако голову-то на плечах они имели. Предлагаем вашему вниманию рецепт успеха от всемирно известного итальянского изобретателя сладостей.
Качества характера, мешающие успеху Топ-20 книг о бизнесе от миллионеров Советы по стимуляции работы мозга 15 лучших способов самомотивации Об орлах и курицах
10 ожиданий клиентов от интернет-магазинов
Рынок услуг
Онлайн-торговля набирает обороты в современном мире, и в качестве перспективного бизнеса предприниматели все чаще выбирают открытие собственного интернет-магазина. Он имеет массу преимуществ для хозяина по сравнению с обычным, и его содержание обходится гораздо дешевле. Вместе с тем интернет-магазин должен отвечать определенным требованиям, игнорирование...
Пять ошибок маркетинга в малом бизнесе Как отзывы влияют на количество клиентов? Ловушки для покупателей 10 маркетинговых приёмов для развития вашего стартапа Как продвинуть свой товар
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
Ресурсы
Компаний в мире очень много. Однако далеко не каждая из них оказывает заметное воздействие на жизнь простых потребителей. Тех, кому это удалось, единицы. Предлагаем вам список компаний - революционеров в своей области. За каждым именем стоит технология или концепция, оказавшая огромное влияние на нашу повседневную жизнь и более того - ставшая её привычной и неотъемлемой...
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus