"Прорывная" авиация России: контуры видны уже сегодня

Вчера в российском авиапроме случилось поворотное событие. Куда оно повернет авиационную промышленность страны – пока неизвестно. Но факт остается фактом: президент России подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК).

Конечно, с сегодняшнего дня ОАК не начала нормально функционировать. До этого момента частному бизнесу, занятому в авиапроме, и государству предстоит влить в объединенную структуру пакеты акций предприятий, из которых собственно и будет строится ОАК. Процесс этот обещает быть долгим и конфликтным – четкие правила пока не определены и у частного капитала могут быть свои соображения, отличные от планов государства , о своей доле участия в корпорации.

ОАК должна будет решить следующие критичные для российского авиапрома задачи: вывести на мировые рынки максимально конкурентоспособные коммерческие модели самолетов, обеспечить потребности военной авиации России и выйти на "прорывные программы", в основном военного направления.

Когда ожидать первых полноценных вздохов ОАК и какие программы станут приоритетными? Какие "прорывные" проекты должны определить будущее российской боевой авиации? Несмотря на то, что в СМИ об этом сведений практически нет, в экспертной среде текущие приоритеты известны.

Ими с читателями "ПРАВДЫ.Ру" поделился ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности", главный редактор портала "Авиапорт.ру" Олег Пантелеев (ОП).

"ПРАВДА.Ру": Когда можно ожидать начала полноценной работы ОАК?

ОП: Конечно, говорить о том, что сразу после подписания указа ОАК заработала, как единый механизм, нельзя. Предусматривается, что в новую структуру будут вноситься пакеты акций предприятий-участников ОАК. Когда пакеты будут переведены – тогда и можно будет ставить точку в формировании корпорации.

Пока не назначен директор ОАК, трудно говорит о том, что существует какая-то управляемая структура. В зависимости от того, кто придет на эту должность можно прогнозировать, какие будут приоритеты развития и т.д.

Количество различных кандидатур, которые озвучиваются, очень большое: и первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний, упоминался директор РСК "МиГ" Алексей Федоров, в свое время называли главу Роспрома Бориса Алешина. В конце концов, нельзя исключать и такого варианта, что это будет какой-либо представитель "Рособоронэкспорта". "Рособоронэкспорт" сейчас активно укрепляет свои позиции в российской промышленности.

"ПРАВДА.Ру": В сложившейся ситуации, когда сохраняется проблема управления, есть ли какие-то четкие перспективы и планы работы корпорации?

ОП: Ситуация очень простая: в настоящее время существует "Некоммерческое партнерство ОАК", созданное при участии представителей заинтересованных ведомств и предприятий авиационной промышленности. Его возглавляет Валерий Безверхний.

Партнерство принимало участие в работе над данным указом, а ранее – над концепцией объединенной корпорации. Это партнерство на первоначальном этапе разработало несколько важных документов. К примеру, определен продуктовый ряд (перечень конкретных типов самолетов), а также компании, ответственные за каждое из направлений. В настоящее время это различных 11 проектов в области гражданской и боевой авиации.

К данным проектам относятся:

  • RRJ (Russian Regional Jet – российский проект регионального пассажирского самолета)
  • МС-21 (Семейство ближне-среднемагистральных самолетов)
  • Модернизация существующего парка Ил-96 и Ту-204-214
  • Грузовой многоцелевой самолет МТА совместно с Индией
  • Модернизация военно-транспортного самолета Ил-76
  • Восстановление производства Ан-124 "Руслан"
  • Строительство самолета-амфибии Бе-200
  • Конвертация пассажирских самолетов в транспортные
  • Создание двух перспективных истребителей: ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и легкого истребителя. 
  • Создание ударных беспилотных комплексов
  • Два проекта по учебным самолетам – Як-130 и МиГ-АТ

"ПРАВДА.Ру": Как будет строится кооперация ОАК с крупнейшими мировыми авиаконцернами?

ОП: В настоящий момент в рамках некоммерческого партнерства "ОАК" существует коллектив специалистов, который занимается этим направлением. В частности, проводится анализ предложений и Boeing, и Airbus по сотрудничеству. Во-вторых, рабочая группа ОАК занимается своего рода "ревизией" производственных мощностей российских предприятий, а также выработкой рекомендаций. Эти рекомендации определяют, по каким конкретным проектам будет вестись сотрудничество между российским авиапромом и мировыми авиастроительными компаниями, какие конкретно российские предприятия будут задействованы в тех или иных совместных программах.

Это не затрагивает уже существующие проекты. Как известно, тот же "Иркут" уже подписал контракт с Airbus и готовится к отгрузке первых комплектующих для европейских авиастроителей. Кроме того, сегодня существует контракт между Airbus и "Воронежским акционерным самолетостроительным обществом".

"ПРАВДА.Ру": Механизм привлечения частного и, тем более, иностранного капитала в отрасль пока не ясен. Есть ли какие-то тенденции в этом направлении?

ОП: По мере того, как будут создаваться дивизионы ОАК по гражданской технике, военной технике, по военно-транспортной и спецтехнике, доля частного капитала, включая иностранных инвесторов, может как-то меняться. Очевидно, что в боевой авиации государственное участие будет максимально, а иностранный капитал привлекаться не будет. Если и будет, то как результат одобренного на высоком политическом уровне союза - например с Индией.

А что касается гражданской авиации – то почему бы там не появиться большему участию частных компаний и иностранных компаний?

Вопрос участия частного и иностранного капитала в ОАК до конца не решен. По крайней мере, сегодня кажется ясным, что в ближайшие годы участие государства в формировании новой авиационной промышленности будет заметно выше, чем частного капитала, и даже будет возрастать.

Интересных проектов для частных инвесторов сейчас в рамках ОАК крайне мало. Частный капитал вряд ли будет вкладываться в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – объемы большие, срок возврата большой и высокие риски. Поэтому они останутся прерогативой государства.

Беседовал Сергей Малинин

Читайте также: "Правительство открывает двери западному авиапрому. Что дальше?"

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Карьера
О том, что успешный человек хорошо выглядит, опрятно одет, заботится о здоровье и умеет вести умные беседы, знают все. Кроме того, состоявшийся карьерист обладает упорством, твердым характером и разумным оптимизмом. Именно к таким людям применим термин «сильный духом человек». Но как удается поддерживать в себе это состояние? Психотерапевт из США Эми Морин определила...
Пять законов глупости
Пять законов глупости
Правила игры
Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать. Прочитав законы Чиполлы, вы поймете, почему.
19 способов найти клиентов
19 способов найти клиентов
Рынок услуг
Как найти покупателей на свои, конечно же, замечательные, продукт или услугу? Скольким бизнесменам эта головная боль портит жизнь! Между тем за клиентами далеко ходить не надо - надо уметь пользоваться скрытыми возможностями, которые в изобилии существуют вокруг. Ниже мы предлагаем вам список этих возможностей.
40 жизненных мудростей
40 жизненных мудростей
Правила игры
В чем секрет счастья? Оказывается, отнюдь не в погоне за успехом. Нет, вы конечно, можете гнаться за ним, но только в одном случае - если это доставляет удовольствие именно вам, а не из-за того, что это делают другие... Секрет счастья - в том, чтобы не изменять себе. Мы предлагаем вам список действий, которые помогут вам остаться самим собой в любой жизненной...
10 фраз, которые сами продают
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus