Европа напугана российскими захватчиками

Российский бизнес пугает Европу. И дело даже не в "газовом вопросе", который в Европе относят скорее к ведению государства, нежели олигархов. Методы расширения бизнеса, к которым прибегают российские финансово-промышленные группы, будут пожестче, чем известно миру Запада из книжек про становление капитализма в XIX веке. Внешняя лощеность нынешних российских "эффективных менеджеров" уже не вводит никого в заблуждение: на многих стоит печать бандитских девяностых, из которых все они вышли.

Это на далеком Западе слияния и поглощения являются почти обычным бизнесом – не без неприятного "душка", но и не криминал. В России красивая аббревиатура M&A не прижилась. Зато укоренился термин "корпоративный захват". В России то, что мы называем западным термином "корпоративная война", из аллегории нередко превращается в настоящие боевые действия. Даже либералы в российском правительстве сегодня намекают на то, что по многим российским бизнесменам, злоупотребляющим "захватами", плачет "казенный дом".

Если на Западе для захватов и поглощений вполне достаточно лазеек в законе и лоббистских усилий, то наш бизнес не брезгует и "силовым" ресурсом.

Читайте также на "ПРАВДЕ.Ру": Слияния, поглощения и захваты - новый этап

Запад уже хлебнул от прыти наших олигархов. Российский бизнес рвется за границы, и его интересы начали распространяться дальше оффшоров. Случаи недобросовестного поведения наших бизнесменов за рубежом были отмечены практически во всех отраслях. Особенно сильно заставила задуматься иностранцев "корпоративная война" в телекоммуникационной сфере, в которой оказалась замешана "Альфа-групп".

"Грубые телефонные олигархи России" – под таким заголовком в германском журнале "Spiegel" немецкие журналисты выразили свое недоумение по поводу деятельности российской "Альфа-групп". "Западные предприятия часто оказываются беспомощны перед их грубыми методами ведения бизнеса - по крайней мере, тогда, когда в дело вмешиваются вооруженные спецподразделения", - пишет издание. Как оказались беспомощны скандинавские телекомы TeliaSonera и Telenor, оказавшись, по мнению автора статьи, заложниками действий "Альфа-групп".

Больше всего иностранцев, судя по статье в "Spiegel", впечатлил захват офиса киргизского сотового оператора "Битель". Напомним, та неприятная история случилась сразу после того, как "Битель" был куплен компанией "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) – прямого конкурента "Вымпелкома" и "Мегафона", в которых крупными пакетами акций участвует "Альфа-групп". Авторы статьи в " Spiegel " убеждены, что за атакой киргизским спецназом офиса "Бителя" стояла именно "Альфа-групп", поставившая своей целью отобрать этот актив у МТС.

У автора " Spiegel " сложилась картина (которую разделяют некоторые эксперты и в России), что "Альфа-групп" является одним из ведущих игроков на рынке поглощений с "российской спецификой" – так называемых рейдерских войн. Впрочем, руководство концерна даже бравирует своим стилем ведения бизнеса. "Это наш стиль, наша стратегия, и мы ее не изменим. Мы делаем ряд вещей, которые некоторые находят агрессивными", - это слова приписывают главе "Альфа-групп" Михаилу Фридману.

Читайте также: Будущее военной авиации России не стоит клочка земли? (читайте также уточнение к статье здесь...)

"Альфа-групп" воюет не только со своими русскими конкурентами. Линия фронта корпоративных войн пролегает и в Норвегии, и в Турции, в Киргизии, на Украине. Практически везде, где есть интересы "Альфы", случались конфликты. В том числе, с таким исходом, как в Киргизии.

Европа слишком хороша для такого стиля бизнеса, и что же будет, когда "Альфа" и ей подобные начнут захватывать собственность добропорядочных бизнесменов Старого Света, сокрушается автор  "Spiegel ".

Впрочем, и сами российские власти уже давно смотрят на проделки отечественных "захватчиков" без прежнего умиления. На днях министр финансов России Герман Греф, изменив своей привычной либерально-спокойной манере, намекнул, что своим местам на первых местах рейтинга самых богатых людей российские бизнесмены обязаны практике "недружественных поглощений". Что, мол, в приличном обществе за такие дела "морду бьют".

На прошедшем в пятницу заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве России Греф отметил, что в 2005 году в России наблюдался очередной всплеск корпоративных конфликтов. Только в публичные конфликты, по его словам, были вовлечены более 100 компаний. Только в Москве было зафиксировано 117 силовых захватов. Причем захватчики, вопреки их собственному пиару, далеко не всегда оказываются более эффективными собственниками. "Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся в высших рейтингах журнала Forbes", – заявил министр.

Однако если в России проблему рейдеров отчасти можно решить ужесточением законодательства и своего рода "зачистками", то повлиять на поведение россиян за рубежом не всегда представляется возможным. При этом от топорных действий отечественного бизнеса за границей сильно страдает имидж России. Западные эксперты уже призывают опустить на российский капитал "железный занавес" – что-то вроде бойкота на совместные с иностранцами проекты.

"Скоро имеющие средства российские концерны захотят утвердиться и у нас на Западе. Тогда уж, по крайней мере, нашим компаниям придется хорошенько подумать, кому они в будущем позволят иметь долю в своем предприятии", - говорит эксперт из Goetzpartners Раффальски.

Отдел экономики

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus