Автостраховщиков не удастся наказать за "торможение"

Сегодня банковский комитет Госдумы РФ поддержал поправку в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающую введение штрафов для страховщиков за задержку выплаты по ОСАГО в течение 30 календарных дней с момента подачи всех необходимых документов. Штрафы будут исчисляться размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ в сутки. Закон имеет хорошие шансы на воплощение в жизнь, но эксперты, опрошенные «ПРАВДОЙ.Ру», уверены, что страховщики найдут обходные пути, чтобы не платить штрафов в любых ситуациях.

Новость весьма приятная для автолюбителей, столкнувшихся с медлительностью страховщиков. Затягивание страховых выплат стало серьезной проблемой для 27% владельцев полисов, что показал недавний опрос PR-компании "Никколо М". Действительно, для многих страховщиков "медлительность" при рассмотрении страховых случаев фактически стала одним из способов экономии оборотных средств.

Читайте также: Страховщики напуганы убыточным ОСАГО. Их успокоит повышение тарифов.

Даже при нынешнем законодательстве автостраховщика теоретически можно наказать за задержку свыше пятнадцати дней принятия решения о выплате владельцу ОСАГО. Причем не только по закону об ОСАГО, но и по Гражданскому кодексу. Однако на практике автовладелец не получит материальной компенсации. По закону он может жаловаться в Федеральную службу страхового надзора (ФССН), которая имеет право лишь приостановить лицензию "медлительной" страховой компании. Получать же деньги в такой ситуации придется через суд. А суд – это много-много потерянного времени.

К счастью, в парламенте нашлись автолюбители, которые устали за свой счет кредитовать страховщиков. Поданная депутатами Волгоградской областной думы инициатива, направленная на ужесточение ответственности страховщиков за нарушение сроков принятия решения по страховым случаям, была с энтузиазмом поддержана в Думе государственной. Это требование вошло в общий пакет поправок к закону об ОСАГО, которые уже прошли первое чтение в конце прошлого года.

При обсуждении срока, по истечении которого к страховщикам будут применяться штрафные санкции, высказывались альтернативные предложения, например, установить его в виде 15 рабочих дней. Однако окончательное решение по всему блоку вопросов из-за возникших острых споров члены банковского комитета решили перенести на следующее заседание.

Принятие закона может ударить по многим игрокам рынка. Несмотря на упреки со стороны потребителей страховых услуг, что штрафные санкции, предусмотренные законопроектом, слишком малы, на самом деле мало никому не покажется. Так, например, при максимальной сумме страховки в 400 тысяч рублей ежедневный штраф страховой компании составит около 350 рублей. При среднестатистической же сумме выплат (приблизительно 22 тысячи рублей) пеня составит около 20 рублей в день.

Первыми удар почувствуют проблемные компании – как правило, это те, у кого в общем портфеле договоров ОСАГО занимает большую часть. У таких компаний чаще всего возникают ситуации с задержкой выплат. Теперь для них это будет выливаться в непрерывно растущие неустойки. Банкротится такие страховщики будут с огромными долгами. И далеко не факт, что в случае их несостоятельности, Российский союз автостраховщиков (РСА) будет возмещать клиентам кроме выплат еще и штрафы.

Пострадать могут также и серьезные игроки – если в законопроекте максимальный срок рассмотрения страхового случая «сожмется» до 15 дней, вместо 30 – компании просто физически не будут успевать решать все вопросы в такой короткий период. Более того, страховщики настаивают на том, чтобы в законе речь шла о 30 рабочих, а не календарных днях. "Праздники в нашей стране имеют обыкновение затягиваться, и если ДТП произошло в конце декабря, то из-за двух недель каникул приступить сразу же к рассмотрению выплатного дела будет невозможно", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора "Росгосстраха". Между прочим, в Европе принят за основу именно месячный срок. А в Италии – вообще 60 дней.

К тому же не стоит забывать, что мы живем в России, где с инфраструктурой всегда были проблемы, и в отдаленных населенных пунктах даже за месяц решить вопрос не всегда представляется возможным. «По Москве и в других крупных городах они (страховщики. – Прим. ред.) будут выдерживать сроки», - сказал «ПРАВДЕ.Ру» Вячеслав Романников, директор страхового магазина «Эксперт». Однако в небольших регионах, где для компании «средней руки» открывать филиалы не выгодно, «там будут очень большие проблемы, - опасается Романников. - Не факт, что они будут успевать».

Впрочем, страховщики почти наверняка найдут обходные пути, чтобы обезопасить себя от штрафов. «Если будет волокита, то юридически она будет просто обоснована», - уверен Романников. По мнению директора СМ «Эксперт», даже если компания заведомо не будет укладываться в сроки, то она юридически подготовит достаточно грамотную аргументацию своих действий. А Маркаров опасается, что "из-за не до конца проработанных вопросов у страхователей может появиться экономический стимул для затягивания разбирательства, потому что у ряда депутатов есть желание исчислять период штрафных санкций через 15 дней и завершать его днем вынесения судебного решения. А ведь судебные разбирательства могут длиться годами".

Отдел экономики

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Производство
Гибкий камень появился на рынке строительных материалов сравнительно недавно. Своей необычностью и уникальными характеристиками он практически сразу же привлек внимание дизайнеров и архитекторов.
Летний душ для дачи
Летний душ для дачи
Рынок услуг
Сегодня выбор дизайнерских решений, стройматериалов и готовых кабинок настолько велик и доступен, что душевая на улице может стать гармоничным, и даже стильным элементом на дачном участке.
Как создать искусственный спрос на продукт
Как создать искусственный спрос на продукт
Правила игры
Вам нужно создать некую ценность в глазах целевой аудитории и предложить рассказать об этой ценности местным лидерам мнений.
Бизнес-план: пчеловодство
Бизнес-план: пчеловодство
Рынок услуг
Разведение пчел как бизнес– достаточно привлекательная идея, так как мед всегда востребован. Его можно продавать таким, как есть, делать смеси с пыльцой или маточным молочком.
Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus