Автостраховщиков не удастся наказать за "торможение"

Сегодня банковский комитет Госдумы РФ поддержал поправку в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающую введение штрафов для страховщиков за задержку выплаты по ОСАГО в течение 30 календарных дней с момента подачи всех необходимых документов. Штрафы будут исчисляться размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ в сутки. Закон имеет хорошие шансы на воплощение в жизнь, но эксперты, опрошенные «ПРАВДОЙ.Ру», уверены, что страховщики найдут обходные пути, чтобы не платить штрафов в любых ситуациях.

Новость весьма приятная для автолюбителей, столкнувшихся с медлительностью страховщиков. Затягивание страховых выплат стало серьезной проблемой для 27% владельцев полисов, что показал недавний опрос PR-компании "Никколо М". Действительно, для многих страховщиков "медлительность" при рассмотрении страховых случаев фактически стала одним из способов экономии оборотных средств.

Читайте также: Страховщики напуганы убыточным ОСАГО. Их успокоит повышение тарифов.

Даже при нынешнем законодательстве автостраховщика теоретически можно наказать за задержку свыше пятнадцати дней принятия решения о выплате владельцу ОСАГО. Причем не только по закону об ОСАГО, но и по Гражданскому кодексу. Однако на практике автовладелец не получит материальной компенсации. По закону он может жаловаться в Федеральную службу страхового надзора (ФССН), которая имеет право лишь приостановить лицензию "медлительной" страховой компании. Получать же деньги в такой ситуации придется через суд. А суд – это много-много потерянного времени.

К счастью, в парламенте нашлись автолюбители, которые устали за свой счет кредитовать страховщиков. Поданная депутатами Волгоградской областной думы инициатива, направленная на ужесточение ответственности страховщиков за нарушение сроков принятия решения по страховым случаям, была с энтузиазмом поддержана в Думе государственной. Это требование вошло в общий пакет поправок к закону об ОСАГО, которые уже прошли первое чтение в конце прошлого года.

При обсуждении срока, по истечении которого к страховщикам будут применяться штрафные санкции, высказывались альтернативные предложения, например, установить его в виде 15 рабочих дней. Однако окончательное решение по всему блоку вопросов из-за возникших острых споров члены банковского комитета решили перенести на следующее заседание.

Принятие закона может ударить по многим игрокам рынка. Несмотря на упреки со стороны потребителей страховых услуг, что штрафные санкции, предусмотренные законопроектом, слишком малы, на самом деле мало никому не покажется. Так, например, при максимальной сумме страховки в 400 тысяч рублей ежедневный штраф страховой компании составит около 350 рублей. При среднестатистической же сумме выплат (приблизительно 22 тысячи рублей) пеня составит около 20 рублей в день.

Первыми удар почувствуют проблемные компании – как правило, это те, у кого в общем портфеле договоров ОСАГО занимает большую часть. У таких компаний чаще всего возникают ситуации с задержкой выплат. Теперь для них это будет выливаться в непрерывно растущие неустойки. Банкротится такие страховщики будут с огромными долгами. И далеко не факт, что в случае их несостоятельности, Российский союз автостраховщиков (РСА) будет возмещать клиентам кроме выплат еще и штрафы.

Пострадать могут также и серьезные игроки – если в законопроекте максимальный срок рассмотрения страхового случая «сожмется» до 15 дней, вместо 30 – компании просто физически не будут успевать решать все вопросы в такой короткий период. Более того, страховщики настаивают на том, чтобы в законе речь шла о 30 рабочих, а не календарных днях. "Праздники в нашей стране имеют обыкновение затягиваться, и если ДТП произошло в конце декабря, то из-за двух недель каникул приступить сразу же к рассмотрению выплатного дела будет невозможно", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора "Росгосстраха". Между прочим, в Европе принят за основу именно месячный срок. А в Италии – вообще 60 дней.

К тому же не стоит забывать, что мы живем в России, где с инфраструктурой всегда были проблемы, и в отдаленных населенных пунктах даже за месяц решить вопрос не всегда представляется возможным. «По Москве и в других крупных городах они (страховщики. – Прим. ред.) будут выдерживать сроки», - сказал «ПРАВДЕ.Ру» Вячеслав Романников, директор страхового магазина «Эксперт». Однако в небольших регионах, где для компании «средней руки» открывать филиалы не выгодно, «там будут очень большие проблемы, - опасается Романников. - Не факт, что они будут успевать».

Впрочем, страховщики почти наверняка найдут обходные пути, чтобы обезопасить себя от штрафов. «Если будет волокита, то юридически она будет просто обоснована», - уверен Романников. По мнению директора СМ «Эксперт», даже если компания заведомо не будет укладываться в сроки, то она юридически подготовит достаточно грамотную аргументацию своих действий. А Маркаров опасается, что "из-за не до конца проработанных вопросов у страхователей может появиться экономический стимул для затягивания разбирательства, потому что у ряда депутатов есть желание исчислять период штрафных санкций через 15 дней и завершать его днем вынесения судебного решения. А ведь судебные разбирательства могут длиться годами".

Отдел экономики

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Карьера
О том, что успешный человек хорошо выглядит, опрятно одет, заботится о здоровье и умеет вести умные беседы, знают все. Кроме того, состоявшийся карьерист обладает упорством, твердым характером и разумным оптимизмом. Именно к таким людям применим термин «сильный духом человек». Но как удается поддерживать в себе это состояние? Психотерапевт из США Эми Морин определила...
Пять законов глупости
Пять законов глупости
Правила игры
Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать. Прочитав законы Чиполлы, вы поймете, почему.
19 способов найти клиентов
19 способов найти клиентов
Рынок услуг
Как найти покупателей на свои, конечно же, замечательные, продукт или услугу? Скольким бизнесменам эта головная боль портит жизнь! Между тем за клиентами далеко ходить не надо - надо уметь пользоваться скрытыми возможностями, которые в изобилии существуют вокруг. Ниже мы предлагаем вам список этих возможностей.
40 жизненных мудростей
40 жизненных мудростей
Правила игры
В чем секрет счастья? Оказывается, отнюдь не в погоне за успехом. Нет, вы конечно, можете гнаться за ним, но только в одном случае - если это доставляет удовольствие именно вам, а не из-за того, что это делают другие... Секрет счастья - в том, чтобы не изменять себе. Мы предлагаем вам список действий, которые помогут вам остаться самим собой в любой жизненной...
10 фраз, которые сами продают
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus