Восточный нефтепровод споткнулся о Байкал

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) отклонила технико-экономическое обоснование проекта трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (который также называют "Восточным трубопроводом"), признав его экологически небезопасным. 40 из 52 экспертов высказались против прокладки трубопровода в 800 м от уреза воды, то есть в пределах водозаборной системы Байкала.

Читайте также: Нефтепровод из Восточной Сибири пойдет в Находку, минуя Китай

В итоге сроки реализации одного из важнейших инфраструктурных проектов страны могут быть сорваны. Правда, в "Транснефти", отвечающей за строительство трубопровода, уверяют, что никаких актов о запрете не получали. "Похоже, желаемое выдается за действительное", - сказал «ПРАВДЕ.Ру» вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.

По мнению экологов, проект в нынешнем виде несет «большую опасность для озера — объекта Всемирного наследия», так как прокладка предполагается в пределах Байкальской рифтовой зоны, где постоянно происходят землетрясения силой до 7-8 баллов. Ведомство предписало нефтяной компании доработать материалы по проекту и представить их для экспертизы повторно.

Нужно отметить, что отрицательное заключение по проекту было вынесено ведомством, несмотря на то, что в начале этого года президент назвал проект строительства Тихоокеанского нефтепровода приоритетным. Строительство его первого этапа должно было начаться уже летом 2006 года и завершено в 2008 году. Это позволило бы поставлять нефть по трубопроводу как в Китай, так и до Тихого океана комбинированной перевозкой с железной дорогой. Как полагают эксперты, общая мощность нефтепровода может составить 80 млн т нефти в год, из которых 30 млн т предположительно пойдет на Китай. Однако теперь в связи с переподготовкой документов начало стройки может отодвинуться на несколько лет.

Напомним, что проект восточного нефтепровода "Транснефти" уже не в первый раз не проходит экологическую проверку. По первому варианту этого проекта труба должна была пройти от г. Ангарска на север до Байкало-Амурской магистрали (БАМ), затем вдоль БАМа на Дальний Восток до порта Находка. В 2003 году Министерство природных ресурсов РФ отклонило этот проект на основании того, что труба пересекала территорию Всемирного природного наследия "Озеро Байкал".

После того как первоначальный вариант трубопровода был отклонен, в 2004 г. компания "Транснефть" подготовила другой, по которому труба была отодвинута на 80-100 км от Байкала. На этот раз «Транснефть» заручилась одобрением Минприроды. По мнению ГРИНПИС, экологическая экспертиза проводилась тогда с многочисленными нарушениями.

Однако от этого проекта отказалась сама "Транснефть", объяснив причины переноса трассы тем, что маршрут в 100 км от Байкала "не давал возможности для строительства". Тогда и был предложен третий вариант: трасса "Нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), которая,  как убеждены независимые экологи, была незаконно перенесена на берег Байкала.

Немало обеспокоились предстоящим строительством нефтепровода в 800 метрах от озера и в комитете Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты ЮНЕСКО и МСОП (Международного Союза охраны природы) заявили, что прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия будет грубейшим нарушением Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия. В этом случае комитет Всемирного наследия примет решение о переносе Байкала в список "Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в последние несколько лет.

Сейчас «зеленые» ожидают следующего этапа: "Ростехнадзор" должен официально подтвердить решение проведенной экспертизы. Неправительственные природоохранные организации на протяжении нескольких лет били тревогу, указывая на несовершенства и слабую проработку проекта, и надеются сейчас на честное и непредвзятое решение надзорного ведомства. "Мы рассчитываем, что Ростехнадзор России, не поддавшись на давление со стороны "Транснефти", в ближайшее время утвердит заключение своим приказом в соответствии с действующим законодательством», - заявляют во Всемирном Фонде Дикой Природы.

В «Транснефти» также рассчитывают на честность и непредвзятость экспертов «Ростехнадзора». Как сообщил «ПРАВДЕ.Ру» вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, пока в нефтяной компании не получили акта, подтверждающего запрет строительства. Более того, по их информации, в Росэкспертизе также пока нет такого акта. «Похоже, желаемое выдается за действительное. Насколько я знаю, есть мнение, ни на чем не основанное, что строить нефтепровод нельзя. Сообщается о каком-то заседании, где какие-то эксперты высказались в этом духе. Однако никакого заключения компания не видела», - сказал Григорьев.

По словам вице-президента, компания «Транснефть» в проекте Тихоокеанского нефтепровода соблюла все нормы экологической безопасности. «Примечательно то, что экологи ни в чем конкретно нас не обвиняют. Они не имеют претензий к спецстали повышенной прочности, которая будет использоваться в Байкальской зоне, не высказывают своего мнения относительно интеллектуальной системы мониторинга, - отмечает Сергей Григорьев. – Единственное, что мы слышим: «рядом с Байкалом – нельзя!».

Вице-президент «Транснефти» обратил внимание также и на то, что расстояние в 800 метров до воды не является нарушением. «Водоохранная зона составляет 500 метров», - подчеркнул он.

Однако Сергей Григорьев не исключил возможность сотрудничества с природоохранными организациями, если возникнет необходимость переработки документов. «Если правительство подтвердит, что мы применили технологии, не позволяющие обеспечить экологическую безопасность, мы готовы идти на диалог с экологами», - заявил Сергей Григорьев.

«Экологи не выступают в целом против трубопровода на Тихий океан», - уточнил в беседе с «ПРАВДОЙ.Ру» директор Общественного Фонда «Гражданин» Максим Шингаркин. По его словам, критика касается конкретно маршрута, а точнее двух его участков: того участка, который проходит в зоне водозабора озера Байкал, и конечного участка в бухте Перевозная. Эколог согласен с тем, что вопрос прокладки нефтепровода вблизи озера Байкал может быть решен в случае применения комплекса природоохранных мероприятий, например, «труба в трубе».

С подобными проблемами, по словам директора фонда «Гражданин», уже сталкивались американские нефтяники, когда прокладывали Трансаляскинский нефтепровод. «Тогда именно благодаря деятельности экологических организаций нефтяники смогли найти и применить на практике целый комплекс решений, позволяющих и сейчас считать Трансаляскинский трубопровод самым безопасным на планете», - говорит Шингаркин.

Он убежден, что при сегодняшних ценах на нефть «Транснефть» обладает необходимым ресурсом, чтобы последовать примеру своих аляскинских коллег. «В этом случае, возможно Россия станет обладателем самого высокотехнологичного и безопасного нефтепровода», - выразил уверенность Шингаркин. Против такого проекта экологи, конечно, возражать не будут.

Любовь Петрухина

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана
Правила игры
Несмотря на различия, в любом бизнес-плане можно выделить следующие основные разделы:
Пара слов об отношении к клиентам
Пара слов об отношении к клиентам
Правила игры
В один прекрасный день я забежал в ресторан Rock Bottom, чтобы перекусить на скорую руку. Только я уселся, мимо пронесся молодой человек с полным подносом грязной посуды. Краем глаза он заметил меня, по- этому остановился и спросил:
8 причин уволиться с работы
8 причин уволиться с работы
Правила игры
Перевод нашумевшей статьи Джеймса Альтушера — инвестора, предпринимателя и автора множества публикаций.
5 трезвых мыслей Евгения Гришковца
5 трезвых мыслей Евгения Гришковца
Правила игры
Мы часто тонем в рутине, в обыденности, в «заезженных» фразах и в «пустых» людях. Огромная толпа идет по зову лидера, но толпа – это лишь абстрактное понятие мифической силы. Толпа – это коллектив чужих людей, а каждый конкретный человек – это бездонный мир непредсказуемых решений.
7 причин, почему лучше работать на себя
7 причин, почему лучше работать на себя
Правила игры
Многие люди после окончания учебных заведений и достижения определенного возраста уверенны, что им пора устраиваться на работу. Однако, это далеко не самая лучшая идея. «Почему?» - удивитесь Вы. Все очень просто. Существует альтернатива - работать на себя, и как минимум 7 причин, почему это надо делать.
Шесть секретов мотивации, которые вдохновят подчиненных
Карьера
Управлять мотивацией непросто, но это необходимо. Итак, как сделать ваших сотрудников счастливыми.
27 трудных вопросов, которыми задаются успешные люди Восемь правил планирования времени Девять постулатов победителя Девять вещей, которые никто не хочет делать, но которые поднимают людей на новые высоты Особенности алкогольного гепатита у взрослых, причины и механизм развития, опасность и течение
Как продвинуть сайт самостоятельно
Рынок услуг
Продвижение сайта - задача в настоящее время актуальная для многих бизнесменов. Как это сделать своими силами?
Как составить договор в Вашу пользу 14 СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОГРАФИКИ Память на века: что нужно знать при заказе памятника? Пришло время затянуть пояса потуже McDonald's проверят и в Японии
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Ресурсы
Раньше я думала, что человек может быть любым: хоть вором, хоть хамом, хоть обманщиком. Значит, так сложилась его жизнь в семье, так воспитали родители, или духу надо именно такие уроки пройти.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus