"Эхо Москвы" избавляется от "юкосовского" балласта

Неблагоприятная ситуация с бывшими владельцами нефтяной компании ЮКОС, один из которых находится в местах не столь отдалённых, а другой скрывается от российского правосудия в Израиле, послужила причиной для ликвидации московской радиостанции "Арсенал". Сотрудники радио "Эхо Москвы", которые являются главными акционерами "Арсенала", приняли решение о продаже своих активов в связи с убыточностью радиостанции.

Деньги, на которые создавалось радио, были взяты в кредит в банке "Менатеп" (Санкт-Петербург) под личные гарантии акционеров ЮКОСа, среди которых был и Михаил Ходорковский. Однако, как рассказал главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, радиостанция не смогла отбить кредит за счёт рекламы, а прежние поручители вряд ли смогут оказать хоть какую-то помощь. Учитывая что, по некоторым сведениям, объём кредита составил порядка 3 миллионов долларов, погасить заём "Арсенал" не в состоянии. Таким образом, было принято решение избавиться от убыточной радиостанции, средства от продажи которой направить на выплату кредита.

Читайте также на "ПРАВДЕ.Ру": Боевой репродуктор на территории врага

Ситуация хоть и печальная, но не новая. Медийный бизнес несёт в себе огромный риск, и ликвидация того или иного СМИ по финансовым причинам не кажется выходящим из ряда вон случаем. Однако ситуация с радио "Арсенал" не так проста, как могло бы показаться на первый взгляд. Проблема в том, что рождение и вероятная смерть радиостанции связана с причинами не только финасовыми, по и политическими.

Своим появлением на свет в феврале 2002 года радио "Арсенал" (ООО «Медиа-новости») было обязано конфликтной ситуацией между редакцией "Эха Москвы" и акционером "Эха" компанией "Газпром-медиа". В тот момент главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов заявлял о том, что отказывается работать на радиостанции, "которая практически национализирована "Газпромом". "Эхо Москвы" будет нашим конкурентом, но я думаю, что "Эхо Москвы" в руках новых владельцев перестанет быть информационной радиостанцией, потому что иметь информационную радиостанцию в России сейчас не очень престижно и очень опасно", - откровенничал тогда Алексей Венедиктов, считая переход на радио "Арсенал" себя и 58 журналистов "Эха Москвы" делом практически решённым. Но вскоре стороны пришли к взаимному согласию, и скандал замяли.

"Арсенал" же стал своеобразной тренировочной площадкой, такой базой отдыха, где журналисты "Эха" в свободное от основных занятий время могли поработать на новой радиостанции что называется, для души. В отличие от динамичного, насыщенного информации эфира "Эха Москвы" "Арсенал" был "разговорным" радио, эдакая ночная версия своего старшего брата. По сути, "Арсенал" стал запасным аэродромом для журналистов "Эха" на случай непредвиденных обстоятельств, а также, возможно, проектом для обслуживания интересов компании ЮКОС и аффилированных с ней общественных проектов.

В частности, недавняя история с рассекреченными документами общественной организации "Открытая России", непосредственно связанной с ЮКОСом, согласно которым "Открытая Россия" в течение нескольких лет проводила работу по захвату власти в России через чиновничьи структуры, говорит о том, что "Арсенал" был одним из законсервированных проектов, чья роль ещё не была до конца определена. Радио вроде бы существовало, но особых усилий для его продвижения на рынке СМИ никто не предпринимал.

Катастрофа с ЮКОСом поставила на грань выживания все дотируемые компанией проекты. Не стал исключением и "Арсенал". Известный журналист Михаил Леонтьев считает, что «Эхо Москвы» может быть и радо сохранить радиостанцию в качестве запасной площадки, но проблема в том, что такая площадка не может оставаться невостребованной долгое время.

«С коммерческой точки зрения, разговорное радио – это очень сложный формат. «Эхо» завоевало мощнейшие позиции на этом рынке, но оно раскручивалась долгое время, причём раскручивалось за счёт не внутренних, а внешних ресурсов, - говорит журналист. - Почему в своё время «Эхо Москвы» приняло решение отдаться Гусинскому? Потому что только он мог предоставить ресурсы, необходимые для раскрутки радиостанции – как материальные, так и пиаровские, в частности, ресурс старого НТВ. По отношению к «Арсеналу» таких возможностей не нашлось», - уверен он.

Таким образом, у акционеров «Арсенала» не оставалось другого выхода, как продать убыточную радиостанцию. По словам Алексея Венедиктова, переговоры о продаже «Арсенала» ведутся с сентября 2005 года. На сегодняшний день список вероятных покупателей не оглашён, и возникают серьёзные сомнения, что они вообще появятся.

В первую очередь это связано с особенностями продаваемого объекта. Главной проблемой, которую не смогло решить руководство радиостанции, носила технический характер. Акционеры злополучной радиостанции в один голос твердят о том, что проблем в наполнении эфира не было и все горести - от плохого звучания и, как следствие,  отсутствие рекламодателей.

Вроде бы, по словам В. Венедиктова, руководство станции в течение четырех лет предпринимало попытки улучшить звучание, но без видимого результата. В этой ситуации было бы странно предполагать, что кто-то готов выложить несколько миллионов долларов за радиостанцию, которую в течение нескольких лет не могли поднять профессионалы своего дела, да ещё и при условии нерешённых (и непонятно решаемых ли в принципе) технических проблем.

С другой стороны, помимо чисто технических проблем существуют и другие сложности для нового владельца, связанные с форматом радиостанции. В случае сохранения разговорного формата «Арсенал» автоматически становится конкурентом «Эха Москвы», следовательно, журналисты «Эха» не смогут работать на два фронта. А набрать новую команду будет не так легко. По крайней мере, Михаил Леонтьев не видит сейчас на рынке таких игроков, которые смогли бы поднять радиостанцию до уровня того же «Эха Москвы». «В последнее время появилось несколько проектов разговорных станций и не знаю, где они могут найти команду, обладающую необходимыми ресурсами и амбициями для создания ещё одной разговорной станции», - считает он.

Впрочем, оставлять у себя убыточную радиостанцию «Эхо Москвы» точно не станет – на это нет ни сил, ни средств. Кроме того, следует учитывать и то, что «Арсенал» может быть продан именно как бренд – пусть и не очень известный, но в целом сформировавшийся. Конечно, владельцы «Арсенала» могут очень легко продать голую частоту, но вряд ли её продажная стоимость покроет сумму кредита. В этой связи единственным возможным покупателем становится представитель оппозиционных сил. Будет ли это именно так и кто станет наиболее вероятной кандидатурой, предположить сложно, но не невозможно.

Вполне вероятно, что «Арсенал» может приглянуться Борису Березовскому. За последние годы Борис Абрамович потерял ряд своих медийных активов, так что не исключено, что опальный олигарх постарается восстановить утраченное. По крайней мере, в интервью французскому информационному агентству Борис Березовский чётко заявил, что у него вновь появились интересы в России, где он собирается устроить государственный переворот. А в этих делах лишняя информационная станция никак не помешает.

Лев Правин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Карьера
О том, что успешный человек хорошо выглядит, опрятно одет, заботится о здоровье и умеет вести умные беседы, знают все. Кроме того, состоявшийся карьерист обладает упорством, твердым характером и разумным оптимизмом. Именно к таким людям применим термин «сильный духом человек». Но как удается поддерживать в себе это состояние? Психотерапевт из США Эми Морин определила...
Пять законов глупости
Пять законов глупости
Правила игры
Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать. Прочитав законы Чиполлы, вы поймете, почему.
19 способов найти клиентов
19 способов найти клиентов
Рынок услуг
Как найти покупателей на свои, конечно же, замечательные, продукт или услугу? Скольким бизнесменам эта головная боль портит жизнь! Между тем за клиентами далеко ходить не надо - надо уметь пользоваться скрытыми возможностями, которые в изобилии существуют вокруг. Ниже мы предлагаем вам список этих возможностей.
40 жизненных мудростей
40 жизненных мудростей
Правила игры
В чем секрет счастья? Оказывается, отнюдь не в погоне за успехом. Нет, вы конечно, можете гнаться за ним, но только в одном случае - если это доставляет удовольствие именно вам, а не из-за того, что это делают другие... Секрет счастья - в том, чтобы не изменять себе. Мы предлагаем вам список действий, которые помогут вам остаться самим собой в любой жизненной...
10 фраз, которые сами продают
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus