Хитрый маркетинг: сам себе "пиарщик" - чай

Хитрый маркетинг: сам себе  пиарщик  - чай
Хитрый маркетинг: сам себе "пиарщик" - чай

Ежедневно в мире выпивается около трех миллиардов чашек чая. Это один из самых популярных напитков на свете. В этой связи особенно интересно, что своей популярностью чай практически полностью обязан череде случайностей, некоторые из которых разделяют тысячелетия. Чай - парадоксальный пример продукта, который сам занимался собственным маркетингом.

Людям оставалось лишь вовремя подмечать произошедшее и не упускать свой шанс. 

Первой случайностью стало само появление такого напитка как чай. По легенде (а появился он в такие времена, о которых, кроме легенд мало, что сохранилось), чай стали заваривать по велению императора Южного Китая Чена Нунга, жившего в III тысячелетии до новой эры. Однажды император хотел просто выпить кипятка, но отвлекся, а в это время ему в чашку упало несколько листьев чайного куста. Они придали напитку своеобразный вкус, который Чену Нунгу очень понравился. Тогда император приказал собрать и сохранить эти листья, а сам издал указ о применении напитка по всей стране.

Еще по теме: Хитрый маркетинг: успех по-шотландски

Свои легенды о возникновении напитка, конечно, существуют и в других странах, где чай изначально произрастал, однако в них гораздо больше сказочного и мифологического. Кроме того, как правило, они описывают появление на Земле самого растения, а не напитка из его листьев. Все это позволило сделать версию об открытии чая Ченом Нунгом основной.

Чай вообще любит случайно падать в чашки с кипятком, заставляя людей делать открытия в связи с этим. Так в 1904 году чай упал в чайку одного из клиентов нью-йоркского торговца этим напитком Томаса Салливана. Незадолго до этого Томас несколько усовершенствовал свой бизнес: поскольку жестяные банки, в которые традиционно фасовался чай, много весили, их перевозка обходилась дорого. Салливан решил рискнуть и стал перевозить сухие листья чайного куста в бумажных пакетах. К тому времени чай уже не был предметом роскоши, и даже в случае порчи товара из-за непрочности упаковки, потери были бы не столь велики.

Это интресно: Starbucks пытается спасти рынок кофе

Именно такой бумажный пакетик и уронил себе в чашку клиент Томаса. А когда все же отхлебнул из нее, сообщил торговцу, что напиток не так и плох. Ничуть не хуже обычного чая. Так был изобретен чайный пакетик, который чегодня можно встретить почти в каждом доме, офисе или кафе.

Случайностью же объясняется и появление одного из самых популярных во всем мире сортов чая - "Эрл Грея": черного чая с добавлением берагмотового масла. На русский язык название переводится как "Граф Грей", однако порой этот чай ошибочно называют "Седым Графом".

Граф Грей, давший название продукту, является исторической фигурой. Чарльз Грей - известный британский политик, 26-й Премьер-министр страны. Помимо прочего, в его владении находились чайные плантации на территории Индии, в результате чего чай, вероятно, и получил свое название.

Читайте еще: Хитрый маркетинг: большая стирка

История, впрочем, обросла легендами, и периодически то там, то тут всплывает информация, что британские моряки спасли после кораблекрушения сына китайского мандарина, за что тот прислал Графу Грею в подарок чай с бергамотом, который впоследствии был назван по его имени. Однако такая версия вызывает сомнения. Во-первых, середина 19 века в Великобритании - это уже отнюдь не III тысячелетие до нашей эры в Китае, однако никаких задокументированных свидетельств такого примечательного события не имеется. Во-вторых, такой развитие событий противоречило бы логике вещей. Так, оставшийся неизвестным китайский мандарин, даже если бы английские моряки спасли его сына, а сам мандарин пожелал бы поблагодарить за это не моряков, а руководство их страны, скорее всего, послал бы подарок монарху, а не Премьер-министру. Кроме того, этот подарок, скорее всего, был бы каким угодно, но не таким. Дело в том, что в Китае не особенно любят черный чай: его не выращивают, не изготавливают и не употребляют. Основными поставщиками черного чая были Индия и Цейлон. Более того, в Китае так же не выращивают и не употребляют и бергамот. Даже если бы у мандарина и была такая странная для его страны редкость как черный чай с бергамотом, вряд ли бы он стал посылать ее как "подарок из Китая".

Еще: Хитрый маркетинг: Чем "Гиннесс" обязан куропаткам?

Гораздо более правдоподобной представляется другая версия появления напитка в Европе. В 1838 году английское судно, перевозившее товары из Индии в Великобританию, угодило в шторм. В трюме рядом с тюками с чайным листом находились тары с бергамотовым маслом (бочки или бутылки по разным версиям). Во время качки тара разбилась, и масло залило чай. Поскольку и масло, и чай были продуктами весьма дорогостоящими, владелец не стал их выбрасывать, а вместо этого попытался продать покупателям как новый вид чая. Товар расходился на удивление хорошо, а англичане быстро придумали ему название в честь собственного Премьер-министра.  

Анастасия Гарина
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.