Россияне уже приспособились к кризису, свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Эксперты понаблюдали за потребительским поведением россиян, в том числе к каким мерам экономии пришлось прибегнуть в связи с непростой экономической ситуацией в стране. В соцопросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 130 населенных пунктов 46 российских регионов.
По данным Правды.Ру, анализ показал, что в начале 2015 года граждане делали больше "резких движений", пытаясь приспособиться к кризису. Однако к концу года активность этих действий заметно снизилась. Так, если в январе продукты впрок закупали 39% россиян, то в декабре - лишь 32%. Также за год население страны стало реже переводить рубли в валюту (9% и 13% соответственно) и продавать ценное имущество или личные вещи (15% против 11%).
В то же время, около трети россиян уже более полугода покупают менее дорогие продукты или совсем отказываются от отдельных товаров и услуг.
Кроме того, опрос показал заметный рост доли тех, кто больше полугода экономит на различных товарах, в том числе продуктовых (34% в декабре против 22% в январе). К концу года также стало заметно больше тех, кто признается, что уже более шести месяцев реже совершает покупки или совсем отказывается от приобретения тех или иных вещей и развлечений (с 21% в январе до 35% в декабре).
Суммарная доля тех, кто запасается продуктами, в декабре составила 32%. Треть населения (33%) призналась, что уже начала или собирается выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке. Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода.