Рынок труда постоянно изменяется, принимая в свои ряды новые поколения. Сотрудники возраста до 25 лет отличаются от своих старших коллег не только молодостью и неопытностью, но и принципиально иным взглядом на привычные вещи. Это может создавать проблемы, но и приносит опеределнные результаты.
Напомним, теорию поколений сформулировали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в начале 90-х. В ней исследователи логично пришли к выводам в разнице межпоколенческих стратегий, которая может базироваться на несходстве усвоенных ценностей. Они формируются в возрасте до 10-12 лет, причем на них непосредственное влияние оказывает динамика общественно-политической, социально-экономической и технологической картин мира и семейное воспитание.
Согласно теории, дети впитывают нормы и вырабатывает наиболее эффективный инструментарий и технологии собственной социальной адаптации. Впоследствии все это оказывает влияние на поведенческие установки значительного количества людей.
Хотя по данным опроса исследовательского центра Superjob.ru, в руках отечественных кадровиков и управленцев эта теории так и не стала действенным инструментом. На сегодняшний день половина HR-менеджеров (49 процентов) считает, что молодежь до 25 лет хуже соблюдает субординацию и корпоративную этику, чем представители старших поколений. Молодежь опаздывает на работу, стремится к неформальному стилю общения и многие его представители не склонны соблюдать дресс-код.
Психотерапевт Владимир Файнзильберг пояснил корреспонденту Yoki, что «это совершенно иное поколение, с иным подходом к жизни. Я не склонен подвергать их критике по принципу «мы были другие» и сужу только на основании собственного опыта. Это поколение, которое делится на две большие части. Одна пытается достичь высот путем получения образования, знаний языков и т.д. Другая часть, я их называю торговцы, считают, что ничего этого не нужно и с помощью чутья и оборота денег можно достичь точно таких же высот. И если говорить о гендерных различиях, женщины преобладают в первой группе. Мужчины чаще всего считают, что деньги можно заработать головой, но не получая образования».
17% респондентов считают, что что поколению Y свойственны амбициозность и карьеризм, которые не всегда базируются на имеющихся навыках и умениях. Возможно, рынок рабочей силы страдает дефицитом подготовленных кадров из-за демографического провала конца 80-х - начала 90-х годов и такая молодежь востребована рынком даже при условии тотального падения качества образования при активном надувании самомнения и акценте на прагматизм.
При этом 40% опрошенных считают ключевыми совсем другие качества молодого поколения и очень часто они противоречат друг другу. Например, 10 процентов считают молодое поколение «безответственными раздолбаями» в работе, а еще 10 процентов отмечают их целеустремленность.
Руководитель проекта «Теория поколений в России» Евгений Никонов предупреждает о возможности попадания в собственных ценностей. По его словам, "ценности очень сложно поймать измерением большого количества мнений людей. Есть иные способы изучения поколений - это фокус-группы, которые обеспечивают лучшее узнавание. А количественное исследование дает усреднение ценностей. Но глубина здесь важнее объема. Можно провести сто тысяч опросов и получить не очень замечательные вещи, что мы и видим".
В будущем еще более компьютерным станет нынешнее поколение Z, которое рождается с 2000-го года. Ожидается, что это поколение "будет более склонно к смене работы, профессии и места жительства, чем предыдущие. Но становление этой группы происходило в условиях относительной стабильности, предсказуемости и, самое главное, роста доходов. Все шишки в эпоху реформ достались их родителям. Поэтому, как оно поведет себя в кризисной ситуации, предсказать сложно", делает выводы эксперт.