О намерении Mazda наладить производство в России стало известно в конце прошлой недели. Факт обсуждения данного вопроса японской компанией с приморским губернатором Сергеем Дарькиным подтвердили представители Mazda. Компания рассматривает два варианта своего развития: строительство нового завода или использование уже имеющихся мощностей.
Ранее Mazda заявляла, что рассматривает вопрос о возможности строительства сборочных заводов в развивающихся странах и строит планы по увеличению продаж к 2015 году до 2 млн автомобилей. Пока же компания по итогам 2010 финансового года показала убыток в размере $79 млн.
Аналитик компании Инвесткафе Максим Лобада отметил следующий негативный момент для компании: по итогам 2010 года на растущем рекордными темпами автомобильном рынке России продажи машин Mazda упали на 19% - с 30643 шт. в 2009-м до 24926 в 2010-м. Объясняется это тем, что компания импортирует свои машины и не занимается сборкой на территории России. Рост японской иены к рублю привел к удорожанию продукции автоконцерна, высокие импортные пошлины также не способствовали повышению конкурентоспособности.
Автоконцерн не заключал с Минэкономразвития соглашения о промышленной сборке. Кризис заставил компанию отказаться от строительства завода в России. Теперь складывается ощущение, что шанс мог быть упущен и большая доля рынка для компании утеряна. С введением новых правил по промсборке, существенно ужесточивших нормативы по количеству выпускаемых автомобилей и уровню локализации, самостоятельно добиться сборки 300 тыс. автомобилей для компании является практически невыполнимой задачей (Mazda планирует продавать 300 тыс. машин на все страны БРИК к 2015 году).
Теоретически выходом для японцев могла бы стать работа в рамках партнерства с другим производителем. На Дальнем Востоке таким производителем является Соллерс, который уже собирает Ssang Yong в Приморье, на предприятии SOLLERS-Дальний Восток. Соллерс может выпускать относительно небольшое количество машин Mazda на своих заводах . К 2012 году планируется расширение производственных мощностей подразделения на Дальнем Востоке с 15 тыс. до 40 тыс. автомобилей в год. Однако пока представители Соллерса не подтверждают планов по сотрудничеству с японцами. На горизонте создание СП с компанией Fiat, на которое инвесторы возлагают большие надежды.
Если возможное сотрудничество Соллерса с Mazda подтвердится, это может стать дополнительным фактором роста котировок акций отечественной компании. Пока же я сохраняю позитивный прогноз по бумагам российского эмитента. Справедливая цена в текущих условиях и при нынешних рисках в экономике составляет 900 руб. за акцию. Потенциал роста - 26% от текущих уровней.