Малое предпринимательство в России в основной массе сохраняет позиции аутсайдера экономики, и тенденции в этой области не предвещают скорых изменений, констатируют социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В Москве обнародованы данные очередного совместного исследования ВЦИОМ и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" о ситуации с малым бизнесом в РФ.
Согласно результатам опроса, который проводился в июле среди 5900 руководителей малых предприятий в 75 регионах России, порядка 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость, и главная причина этого - цены (61%). Почти половина (49%) опрошенных в качестве причины называют "ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах".
Оценивая причины закрытия малых предприятий, половина опрошенных (51%) заявили, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках. Вопреки распространенному мнению о том, что существенную роль в закрытии бизнеса играют административные барьеры, предприниматели, участвовавшие в опросе, приписывают действиям властей меньшее влияние (25%). Практически на том же уровне оценивают негативное влияние крупных компаний (22%).
Как и в прошлом году, на сей раз более 60% опрошенных отметили, что в регионах имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. О том, что представители региональных и местных администраций используют служебное положение для создания благоприятных условий отдельным фирмам, осведомлены почти 80% опрошенных.
Однако за прошедший год процент тех, кто считал это явление широко распространенным, сократился (с 46% до 32%), показывают исследования социологов. Опрос также показал, что более 60% предпринимателей сталкиваются с произволом и злоупотреблениями как со стороны представителей администраций, так и со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что в регионах берут и дают взятки, заявляют более 60% опрошенных предпринимателей, причем более 40% считают эту практику широко распространенной. За год ситуцация в этом вопросе не изменилась, передает результаты опроса ВЦИОМа "Интерфакс".