Нефтепровод "Одесса-Броды": и наши не пляшут

Кабинет Министров Украины на расширенном заседании в среду принял решение о прямом использовании нефтепровода «Одесса Броды», сообщает RusEnergy. Об этом заявил вице-премьер-министр по вопросам ТЭК Андрей Клюев.

По словам Клюева, в ближайшее время будет создана рабочая группа, которая вместе с «собственниками» нефти займется разработкой вопроса совместного использования нефтепровода. Он добавил, что правительство поддержит проект закона, который предусматривает возможность передачи в концессию нефтепровода «Одесса-Броды» и терминала «Южный».

Как сообщает «Газета 2000», при принятии решения о направлении использовании нефтепровода победили экономические аргументы, сказал по окончании заседания Кабинета Министров министр ТЭК Сергей Ермилов. «Мы с вами не собираемся жить два-три года. Надо думать и о том, что будет после», - отметил он.

По словам Ермилова, за 2-3 года реверсного использования нефтепровода могут быть построены новые обходные нефтепроводы, после чего нефтепровод «Одесса-Броды» не понадобится. Также при принятии решения было учтено ограничение введенное Турцией на прохождение танкеров через Босфор.

Вместе с тем, правительство создало специальную рабочую группу, которая должна прорабатывать вопросы заполнения нефтепровода нефтью. Правительство также поддержало законопроект о передаче "Одесса-Броды" в концессию, сообщает MIGnews.

На Украине несколько месяцев длилась полемика вокруг вариантов использования нефтепровода: в Европу - для транспортировки каспийской нефти или на побережье Черного моря - для транспортировки российской нефти.

В этом вопросе столкнулись интересы различных бизнес-групп, и это противостояние особенно обострилось в контексте усиления конкуренции на мировых рынках транспортировки нефти. В частности, по мнению экспертов, наиболее четко в Украине о своей поддержке европейского направления использования нефтепровода "Одесса-Броды" заявила "донецкая группа", в то время как российские нефтянники предлагали использовать "Одесса-Броды" в режиме реверса. В то же время предложение россиян поддерживает крупнейшая украинская компания и, по совместительству местная нефтегазовая монополия, - НАК "Нафтогаз Украины". Интересы их противников, очевидно, лоббирует на четверть "донецкий" кабинет министров во главе с выходцами из Донбасса премьером Виктором Януковичем и вице-премьером по ТЭК Андреем Клюевым, который в итоге принял решение об использовании "Одесса-Броды" в европейском направлении.

Очевидно, таким образом "донецкая группа" на уровне кабинета министров попыталась продемонстрировать, кто в украинском доме хозяин. Особенно в контексте упоминавшихся споров: в каком направлении будет качаться нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды", считает "Страна.Ру".

Что же касается "донецкой группы", то она при активной поддержке Евросоюза активно проталкивала проект использования простаивающего нефтепровода в соответствии с его названием, то бишь путем прокачки нефти из Одессы в Броды, а затем в перспективе после достройки нефтепровода - и в польский Гданськ.

В мае прошлого года эта тема обсуждалась во время визита в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе тогдашнего вице-премьера по ТЭК, также представителя "донецкой группы" Виталия Гайдука. Какое-то время было не совсем понятно почему одна из самых мощных финансово-промышленных групп страны встала в первые ряды сторонников евроинтеграции Украины. Затем ситуация стала потихоньку проясняться - сначала в июне корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (ее основателем является вышеупомянутый Виталий Гайдук) объявила о намерении принять участие в конкурсе по приватизации металлургического комбината в Польше, в сторону которой и будет достраиваться "Одесса-Броды".

Показательно, что в итоге мало кому известная на Западе донецкая корпорация обогнала грандов мировой металлургии и стала основным претендентом на польский меткомбинат. Затем стало известно, что ИСД собирается принять участие в конкурсе по приватизации венгерского меткомбината Dunaferr и сегодня уже можно с уверенностью сказать, что дончане являются основными претендентами на его покупку, обогнав, например, такого гиганта как российская "Северсталь".

Эксперты считают, что возможно эти факты и объясняют почему "донецкая группа", не имея никаких системных интересов в нефтебизнесе, приняла решение о европейской ориентации "Одесса-Броды". Приобретение пусть и не самых больших восточноевропейских металлургических комбинатов, но зато на территории ЕС, позволяет в перспективе надеяться, что они сумеют без особых проблем экспортировать свою металлопродукцию (в основном в виде полуфабрикатов) на рынок Евросоюза, который славится своей закрытостью и одновременно высокими ценами.

В то же время у нынешней "нефтяной войны" на границах может быть еще как минимум одна причина: украинские финансово-промышленные группы всерьез опасаются укрепления в Украине позиций российского капитала. И это касается не только "Одесса-Броды".

Как сообщал Корреспондент.net, 29 января в Вашингтоне, США, прошло первое заседание украинско-американской рабочей группы по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). В спорном вопросе о направлении нефтепровода США вновь выступили за его прямое использование.

Между тем, американская компания Energy Solutions, победитель тендера на проведение технико-экономического обоснования нефтепровода "Одесса-Броды", 27 января представила отчет с выводами об экономической целесообразности девяти различных вариантов использования этого нефтепровода.

Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил, что Energy Solutions назвала наиболее эффективным вариантом транспортировки нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в направлении Бродов.

В то же время, Energy Solutions рекомендовала кабинету министров принять предложение российско-британской компании ТНК-BP о транзите российской нефти по простаивающему сейчас нефтепроводу "Одесса-Броды" в направлении Одессы, но только на 3 года.

Ранее руководитель проекта по разработке бизнес-плана прямого использования нефтепровода "Одесса-Броды" аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Филипп Натман заявил, что временное использование нефтепровода в реверсном режиме заблокирует возможность его прямого использования.

Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса - Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал "Южный" (Одесса) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.

В перспективе на базе трубопровода "Одесса-Броды" планируется создать Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор (ЕАНТК), достроив его до польского города Плоцк, которым ежегодно планируется поставлять в Европу до 45 млн. тонн нефти. Создание ЕАНТК на базе "Одесса-Броды" поддерживают США, ЕС, Польша и ряд стран Прикаспийского региона, сообщает "Обозреватель".

По материалам российских и украинских СМИ

Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ресурсы
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Недвижимость
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи