Цена на бензин на внутреннем рынке России выросла за год почти на 10 процентов. Поднять цены на топливо для населения нефтяников могло подтолкнуть удешевление нефти на мировом рынке, инфляция в России и повышение налогового бремени для нефтяников. Причины подорожания бензина для Bigness.Ru разобрал ректор Учебного центра "ФИНАМ" Алексей Соколов.
- Вагит Алекперов, президент компании "Лукойл", заявил, что изменение ситуации на нефтяном мировом рынке не влияет на рост стоимости бензина, а удорожание это является результатом инфляции и роста налоговых ставок. Согласны ли вы с обозначенными доводами?
Я полностью согласен, что какие-то мировые движения цен на нефть не должны сказываться на ценах на топливо внутри России, потому что это все-таки внутренний рынок. Понятно что у компании существуют альтернативные рынки для реализации своей продукции и зарубежный рынок, возможно, является альтернативой по отношению к внутреннему рынку, но, тем не менее, прямой зависимости можно избежать. И согласен, конечно, с тем, что факторы, которые влияют на цены на топливо внутри России, отличаются от тех факторов, которые работают на зарубежном рынке. И, действительно, налоговая нагрузка и спрос на топливо внутри России — это достаточно важные факторы.
— Какие налоги наиболее существенно давят на игроков нефтяного рынка?
Налоги на добычу, в принципе налоговые нагрузки на компании, на всех юридических лиц которые ложатся. Там достаточно много различных видов налогообложений. Но, на самом деле, повышение любого из них может привести к тому, что вырастет цена на топливо. Единственное что, интересный момент нашего внутреннего рынка, в условиях, когда валюта растет, в принципе, население морально готово к тому, что цены на все будут расти. И соответственно, рыночная цена — это соотношение спроса и предложения, и, когда спрос готов покупать что-то по более высокой цене, предложение может чувствовать себя достаточно свободно по поводу повышения цен. Имеет ли это реальную подоплеку, есть ли реальные поводы повышения существенного налоговой нагрузки или чего-то еще — это уже вопрос другой. Но если спрос готов брать нечто по более высокой цене, то предложение может достаточно легко повышать цену.
— Согласно данным ФАС, в 2014 году цены на бензин выросли на 9,7%, дизельное топливо подорожало на 3%, соразмерен ли инфляции этот рост цен?
Проблема заключается в том, что реальную инфляцию, то есть удорожание потребительской корзины посчитать практически невозможно, потому что у каждого отдельно взятого человека потребительская корзина своя. И поэтому именно потребительскую инфляцию посчитать нереально. Существует финансовая инфляция, то есть, грубо говоря, это стоимость денег, и здесь бы, конечно, дизельное топливо подорожало не так сильно, если верить показаниям ФАС на 3 процента, но у нас нет оснований сомневаться в том, что они подсчитали все правильно. А вот бензин — да, что-то в районе той финансовой инфляции, которая присутствовала в 2014 году. Но говорить о потребительской инфляции очень неблагодарно, потому что, как я уже сказал, ее посчитать нереально и большая часть тех тезисов, которые я слышу в адрес потребительской инфляции в НИИ от достаточно компетентных людей, точнее, от тех людей, которые должны быть компетентными, иногда вызывает смех. Потому что кто сможет посчитать потребительскую инфляцию в стране, в любой стране, я думаю, что будет достоин Нобелевской премии.
Читайте также:
Юрий Зуев: Любой налог нефтяники перекладывают на покупателя
Вячеслав Кулагин: Бензин дорожает из-за падения рубля
Вениамин Вутянов: Нефтяники компенсируют убытки за счет россиян