Вениамин Вутянов: Нефтяники компенсируют убытки за счет россиян

Вениамин Вутянов: Нефтяники компенсируют убытки за счет россиян
Вениамин Вутянов: Нефтяники компенсируют убытки за счет россиян

Почему в России, где за последние месяцы увеличивались объемы нефтедобычи, одновременно и повышались цены на бензин и каковы прогнозы по стоимости топлива на грядущие год, корреспондент Bigness.Ru узнал у доцента Российской академии государственной службы при президенте РФ Вениамина Вутянова.

- ФАС возбудила дело в отношении нефтяных компаний "Башнефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" по подозрению в манипулировании на бирже. Как стало известно, с января по сентябрь 2014 года рост цен на 92-й и 95-й автомобильные бензины составил около 20%, тогда как в биржевом крупнооптовом сегменте рост цен на 92-й бензин был 34%, а на 95-й - 35%. Могли ли подобные мнипуляции стать причиной тому, что за 10 месяцев стоимость бензина в России росла при одновременном увеличении добычи нефти на 0,7 процента?

Ситуация, которая складывается на бензиновом рынке, парадоксальна. Дело в том, что цены на нефть падают, а нефть - практически основной, единственный ресурс для производства бензина. Если мы будем придерживаться классической экономической теории, то, соответственно, при падении цен на ресурсы у нас понижается и цена самого товара. То есть по логике вещей, при падении цен на нефть должна сокращаться и цена на бензин. Но дело все в том, что мы живем в реалиях нашей экономики, которая больше настроена навстречу крупным компаниям, крупным концернам, нежели населению. Тем более, это всегда идет вразрез с теоретическими экономическими положениями. Поэтому мы с вами можем проанализировать деятельность наших компаний, увидеть, что у них реализация нефти за рубеж, экспортная деятельность, составляет достаточно серьезную, большую часть их деятельности. И соответственно, если цена на нефть падает, падает их выручка. Что будем делать? Будем компенсировать на внутреннем рынке, соответственно, будем поднимать цены на бензин. А как мы их будем поднимать? Очень просто! Опять же, возвратимся к экономической теории, здесь механизм как раз четко работает. При сокращении предложения товара, у нас достаточно активно начинает расти цена на этот товар. Остается лишь разработать простейший механизм, каким образом мы будем сокращать количество товара на рынке. Не довезли вовремя, поставщики не подвезли, нефтеперерабатывающий завод встал на ремонт, или на какую-то

модернизацию, или еще какие-то причины. Причины можно придумать всегда, главное - создать искусственный дефицит и искусственный ажиотаж на рынке. Тогда у нас цены будут подниматься, что, собственно, и происходит. Очень прозрачная схема. Компании компенсируют свои потери от экспорта углеводородов, цена на которые, мы знаем, упала от 100-103 до порядка 83 долларов за баррель. Соответственно, мы видим, нужно как-то компенсировать, и это все происходит засчет внутреннего рынка, за счет потребителя, впрочем, как и все в экономике у нас происходит.

- Значит дело не в манипулировании нефтяников на бирже?  

Нет, мы говорим именно про манипулирование товаром. Что касается биржи, то нефть - биржевой товар, а бензин - в меньшей степени. Нельзя сказать, что у нас какие-то достаточно большие объемы идут через биржи. Поэтому все-таки цена на нефть регулируется в рамках бирж, и там господствуют безраздельно американские компании и посредники, которые продают даже не сам товар, не саму нефть, а продают возможность через какой-то период купить определенное количество с разницей в цене. Производные ценные бумаги, так называемые фьючерсы, форварды и так далее. А что касается бензина - вот есть рынок, есть потребность на рынке, и вы определенное количество поставляете и цена держится на таком-то уровне. Если вы поставляете меньше, равновесие сдвигается, цена увеличивается. Здесь манипуляция имеется в виду рынком, на бирже, конечно, они бы не смогли.

Есть ли еще объективные причины существенного повышения цен на бензин - падение рубля, инфляция?

В общем-то, можно связывать падение курса рубля с падением цены на нефть, но падение курса рубля с ростом цены на бензин я бы не стал, потому что это внутренний товар. И, в общем-то, каким образом он связан? Мы добываем нефть внутри нашей страны, транспортировка тоже происходит за рубли, производство тоже происходит за рубли, нефтеперерабатывающие заводы все известны, начиная со строящегося на Дальнем Востоке, есть Ачинский в Красноярском крае, в Томске нефтеперерабатывающий завод, и, включая наши,  европейские просторы, Рязанский завод, Московский НПЗ и так далее.  Все эти заводы известны, все понятно, они работают за рубли, перерабатывают. Соответственно, во всей цепочке у нас выстраивается только рублевая зависимость. И в этой ситуации совершенно безразлично, какой курс рубля будет по отношению к доллару или к евро. Себестоимость от этого не меняется, доставка не меняется, производство не меняется. Поэтому как-то связывать с курсом рубля рост стоимости бензина на внутреннем рынке я бы не стал.

Плюс прибавим еще к экономическому механизму компенсации потерь компаний на внешнем рынке, то есть то, что они теряют и здесь пытаются наверстать. Здесь еще обычный механизм срабатывает, человеческий фактор. А именно, здесь, наверное, обычная человеческая жадность, хочется заработать больше, хочется воспользоваться моментом. Поэтому эти два механизма соприкасаются - компенсация на внешнем рынке, плюс желание заработать больше. И здесь, конечно, нет никаких сомнений, что в том, что происходит, виноваты сами компании. Но у нас так экономика настроена,  у нас сколько было споров - ограничить рост тарифов естественных монополий, или не ограничить, ограничить их инфляцией или не инфляцией. До сих пор эти споры не пришли к какому-то четкому здравому решению. Мне даже кажется, они находятся в каком-то тупиковом направлении, в тупик их загнали. Но в общем-то, у нас монополии безоглядно поднимают цену, в первую очередь, конечно, для населения. Для предприятий, как показала практика, наше правительство, наше руководство может заморозить тарифы, для населения это у нас все происходит безоглядно. Это, в общем-то, общая такая практика, что касается "Газпрома", "Роснефти" - всех компаний, которые так или иначе занимают солидную долю рынка и работают на внутреннем рынке.

Почему не предпринимаются никакие действия по защите населения и внутреннего рынка?

Однозначно, это поле деятельности федеральной монопольной службы, которая должна четко понимать и получить прозрачные цифры по себестоимости производства бензина, литра бензина той или иной марки. И нужно нормировать торговую наценку, которую компании могут добавлять при реализации бензина, уже на оптовом рынке, естественно, будет наценка, на розничном рынке, естественно, будет другая наценка. Поэтому нужно понимать четко, сделать прозрачной себестоимость спроса бензина, а на это компании не пойдут, не имеют желания, либо из-под палки их нужно заставить, и ввести систему нормирования торговых накруток. Потому что человеческие аппетиты, они безграничны, это может довести и до 1000 процентов накрутки, поэтому вот такие меры могли бы помочь.

Читайте также:

 Цена на нефть скоро стабилизируется - эксперты   

Александр Пасечник: Перерабатывать нефть в России невыгодно вообще  

Россиян ждет дефицит бензина и рост цен   

Цена бензина в 2015 году прибавит еще 15 процентов  

Цены на бензин постепенно растут - Росстат 

"Роснефть" хочет стать для государства единственным поставщиком топлива  

 

Экспертное мнение
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.