Хитрый маркетинг: хороший заработок на Че!

Хитрый маркетинг: хороший заработок на Че!
Хитрый маркетинг: хороший заработок на Че!

"Воистину мы живем в обществе потребления, без веры, без идеалов". Пример тому - как сегодня эксплуатируется миф о Че Геваре - аргентинском анархисте, кубинском революционере и партизане, погибшим в Боливии. Потому, что именно он по иронии судьбы превратился в устойчивый культурный символ "золотого миллиарда", и торговую икону современного мира!

Корифей рекламного бизнеса Дэвид Огилви считал привлечение известных людей для продвижения брендов одной из самых бессмысленных затей, однако все течет - все изменяется! В настоящее время наблюдается тенденция широкого использования людей-брендов для популяризации той или иной торговой марки. Присваивая себе черты исторической личности, компания заявляет о себе, что "мы не такие, как все", и тем самым облегчает себе продвижение на рынок. При этом совершенно не важно, как сочетаются характеристики исторической фигуры и товара. Главное в данном случае это эмоциональной посыл.

Читайте также: Не каждая "Аленка" покорит ВТО

Имя Че кажется людям воинственным, и революционным, его имя окружено романтическим ореолом, однако "Че" - это только прозвище известного революционера. Настоящее его имя - Эрнесто Линч, а сам он родился в наполовину ирландской семье. Впрочем, какое это имеет значение? Куда важнее три вещи, что он жил и сражался против богатых, затем пал в бою и - что самое важное, как-то однажды был сфотографирован!

Фотограф кубинской газеты "Революсьон" Альберто Диас Гутьеррес (творческий псевдоним - Альберто Корда) не заработал на своей растиражированной миллиардными тиражами фотографии ни единого песо. Свой знаменитый снимок он сделал в 1960 году во время похорон жертв взрыва на судне "La Coubre", однако сам тогда его не опубликовал, а в год смерти Че, а именно в 1967 году, подарил два отпечатка итальянскому издателю Фельтринелли (который десятью годами ранее прославился первой публикацией романа "Доктора Живаго"). И вот как раз этот издатель и сделал на этих снимках себе состояние. Совсем скоро после приобретения фотографии тысячи напечатанных Фельтринелли плакатов оказались в руках у бунтующих студентов Парижа, а после перекочевали на майки, календари и открытки левацки настроенной молодежи всего мира. Так знаменитый во всем мире двухцветный портрет Че Гевары анфас, стал символом романтического революционного движения, а несколько лет спустя испанская газета "El Pais" признала эту фотографию самым тиражным снимком в истории фотографии. На берете Че видна звездочка Хосе Марти, отличительный признак команданте, полученная им от Фиделя Кастро в июле 1957 года одновременно с этим званием. Заметим, что образ Че использовался в рекламе автомобилей, кофе, компьютеров, духов, водки - то есть всего, что, так или иначе, означает красивую жизнь! Вот, например, московский ресторан "Че Гевара". Тем, кто захочет подписаться на рассылку его новостей, предлагается нажать на кнопку с надписью "стать революционером". Есть также московский же бар-клуб "Che", который также делает акцент на линию судьбы знаменитого революционера.

Еще по теме: Хитрый маркетинг: спорт как бренд

И уж если люди пьют "Холодную войну" и "Карибский кризис" вместе с текилой, то, что уж тогда говорить о товарах, специально ориентированных на молодежь? Часы Swatch, ботинки Greenders, бессчетные марки водки, пива и рома украшены портретами легендарного команданте. Нью-йоркский молодежный бутик Label создал линию одежды по мотивам униформы Че. Ну и, разумеется - одежда разлетелась "на ура".

Теперь все права на изображение Че Гевары находятся у американской компании Fashion Victim, причем американские бизнесмены уже наложили на Че копирайт и преследует тех, кто без ее ведома пожелает использовать знаменитую голову.

Так, в 2004 году Fashion Victim пригрозила подать иск в суд на незаконное использование образа Че Гевары компанией Northern Sun Merchandising. Взамен их "нелегальной" продукции с изображением Че Гевары на чашках и прочих предметах повседневного быта Fashion Victim предложила свои "лицензионные" футболки, произведенные в Гондурасе, который славится дешевым рынком нелегальной рабочей силы - такое вот соединение идеи бизнеса и образа революции...

Странность тут заключается в том, что, Че вроде бы олицетворяет собой революционно-коммунистическую идеологию, и является примером ее воплощения в жизнь. Но именно этот образ "буржуазное" общество с какой-то дьявольской настойчивостью подсовывает всем - в том числе и своим потенциальным врагам. Почему? Ответ кроется в следующем.

Это интересно: Хитрый маркетинг: Coca-cola создает традиции

Большую часть любого общества любой эпохи составляют безнадежные обыватели, "дно", которые при любой ситуации будут ведомыми. Но процентов десять населения, и в особенности молодежь - недовольны окружающей действительностью, и мечтают о том, чтобы ее изменить. В жизни многих из них наступает точка (обычно это происходит в молодости), когда "потенциальный революционер" созревает для того, чтобы стать "революционером реальным". И тогда молодой человек или молодая девушка начинает яростно осматриваться вокруг, ища "с кого бы сделать жизнь", и, главное - они ищут совета и примера, как делать революцию, задаются вопросом "с чего же начать". И вот тут-то им и подсовывают образ мертвого героя, причем они не понимают, что когда они его покупают, они этим самым работают против самих себя, поскольку делают богаче всех тех, против кого они как раз и собрались бороться!

Что ж, на Кубе Че является национальным героем. Его портрет есть на кубинских песо, в школах ежедневные занятия начинаются с песни "Мы будем как Че". В Аргентине, на родине революционера, есть множество музеев, посвященных ему, а в городе Росарио в 2008 году была установлена его бронзовая четырехметровая статуя. Впрочем, что статуя? Среди боливийских рабочих Че Гевара и вовсе имеет статус святого - его так и называют - Святой Эрнесто, и просят у него заступничества и помощи. Католическая церковь в тех краях резко против этого выступает, проводит, так сказать "разъяснительную работу" среди своей паствы, но сделать в этой ситуации ничего не может.

В 1997 году, после того как кубинско-аргентинская экспедиция обнаружила рядом с боливийской Вальегранде останки Че, появился еще и особый вид Че-туризма. Так, погребение на Кубе обнаруженного экспедицией скелета с биркой "Е-2" привлекло тысячи туристов: агентства всего мира предлагали туры с правом участия в похоронах знаменитого герильеро. Боливийские турфирмы, спохватившись, предложили туры по "тропе Че", а госпиталь в Вальегранде стал местом самого настоящего религиозного паломничества - "ведь он же умер за народ!"

Читайте еще: Хитрый маркетинг: Чем "Гиннесс" обязан куропаткам?

14 июня 2004 года, в день рождения народного героя Эрнесто Гевары Линч де ла Серна, под руководством его вдовы и двоих из пятерых детей в Гаване официально начал работать центр Че Гевары. Помимо сбора и анализа информации поступающей о Че со всего света, и выпуска книг и фильмов о героическом команданте, центр пытается препятствовать коммерческому использованию образа Че, порочащему его память.

"Мы не можем принять тот факт, что мой отец украшает собой женское и мужское белье или что он появляется на заднем кармане джинсов или рекламирует очки", - объяснила задачу центра дочь смелого команданте Алейда Гевара, врач.

Таким образом, наследники Че Гевары пытаются остановить коммерческое использование его образа. Но вряд ли у них что-нибудь из этого получится - уж слишком много желающих украсить свой товар образом этого харизматического героя. По свидетельству бизнесменов, оборот украшенного ликом команданте бизнеса автоматически возрастает в два-три раза. И уж совсем забавным является следующий факт: один из модных глянцевых британских журналов к разделу What to wear? ("Что носить?") завел раздел What to think? ("Что думать?"). Так вот, думать нужно, что Че был очень "крутой", потому что он бунтарем и ненавидел общество потребления. Но "ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи", заявил как-то Виктор Пелевин и то, что это именно так и есть - очевидно!

Еще: Хитрый маркетинг: великая ценовая революция

А, впрочем, прислушайтесь к словам и самого команданте: "Нужно уметь становиться грубее, сохраняя в себе свою нежность", "рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства"... Какие просто замечательные и прямо-таки совершенно брендовые лозунги! Похоже, он знал, что делал, когда это все говорил на будущее: его наследникам таких замечательных высказываний хватит очень надолго!

Ксения Асташкина
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ребёнок, окружённый критикой
Ребёнок, окружённый критикой
Ресурсы
Ребёнок, окружённый свободой выбора - учится быть ответственным за свои решения.
Десять цитат Паоло Коэльо
Десять цитат Паоло Коэльо
Ресурсы
Когда любишь, то способен стать кем угодно. Когда любишь, совершенно не нужно понимать, что происходит, ибо все происходит внутри нас, так что человек вполне способен обернуться ветром.
Не пытайтесь кого-то или что-то удержать в своей жизни
Не пытайтесь кого-то или что-то удержать в своей жизни
Ресурсы
Дайте людям и вещам вокруг вас свободу, не держите их, не цепляйтесь за них, за представления о них. И тогда вы создадите максимально комфортные условия для своей свободной жизни и для жизни окружающих.
Шестьдесят Правил, Которые Навсегда Изменят Вашу Жизнь
Шестьдесят Правил, Которые Навсегда Изменят Вашу Жизнь
Правила игры
Прощай, прощай, прощай своих друзей и врагов. Мы несовершенны, поэтому прощай другим их несовершенства.
Чем заняться в тридцать, чтобы лучше чувствовать себя в пятьдесят
Чем заняться в тридцать, чтобы лучше чувствовать себя в пятьдесят
Правила игры
Очень грустно проснуться в 50 и понять, что, кроме материальных благ, вы не накопили ничего. Воспоминания нельзя выбросить, и они никогда не обесценятся.
Миллиардер без миллиарда
Карьера
Он основатель Duty Free. Ему 81 год, он нажил состояние в 7,5 миллиарда долларов. При этом не имеет машины, летает эконом-классом, живет в съемной квартире. Чак Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку.
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда Восемь самых полезных знаний Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Единственный бескорыстный друг человека
Единственный бескорыстный друг человека
Ресурсы
Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus