Доход от платных дорог сомнителен?

Доход от платных дорог сомнителен?
Доход от платных дорог сомнителен?

Платных дорог в России будет не больше 2,5 тысяч километров, то есть 5 процентов от общей протяженности федеральных трасс. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов в рамках "правительственного часа" в Госдуме. До сентября длина платных участков дорог в России составляла порядка 75 километров, а прибыль они приносили ниже ожиданий.

Называя эту цифру, министр Соколов сослался на международные стандарты, согласно которым протяженность платных трасс в среднем не превышает 5 процентов. Так как у нас около 50 тысяч километров федеральных дорог, то и 2,5 тысячи километров из них могут быть платными.  

На самом деле удельный вес платных дорог в общей сети в европейских и других странах в среднем не превышает 3 процентов. Более 3 процентов платных автодорог от общей протяженности всех дорог в стране имеют Аргентина, Хорватия и Гонконг. В Италии, Сербии, Швейцарии, Словакии, Малайзии, Мексике, Кореи, Колумбии - от 1 процентов до 3 процентов. Во Франции, Испании, Норвегии, Белоруссии, Чехии и сопоставимых с Россией США - менее 1 процентов. В Великобритании, Чили доля платных дорог - менее 0,01 процентов. А вот в столь любимой многими нашими автомобилистами и во всех смыслах примерной дорожной инфраструктуре Германии платных дорог нет вообще. Там снимается только плата за проезд грузовиков.

Читайте также: Реконструкция МКАД обойдется недешево

Впрочем, российские подсчеты учитывают не всю дорожную сеть страны, а только федеральные автодороги. Именно основные направления могут обеспечить нормальный для получения приличных доходов трафик. Надо отметить, что первые опыты по внедрению платного проезда в нашей стране, оказались не самыми удачными. С 1998 по 2005 годы функционировали коммерческие дороги в Алтайском крае, Липецкой области, Саратове, Тамбовской и Псковской областях, Хакасии. Все они впоследствии стали бесплатными, так как рентабельность этих дорог оказалась ниже ожидаемой.

К слову, в Транспортной стратегии России до 2013 года, разработанной в 2008 году, говорилось о планах создать в стране сеть платных автодорог общей протяженностью 3044 километров. Теперь же планы скорректированы в сторону понижения - не более 2500 километров. Хорошо это или плохо - решат сами автолюбители. Что же до уровня плановых доходов, на которые рассчитывал "Автодор", то по официальным данным они также оказались значительно ниже.

В 2012-м сборы с платных участков автомобильных дорог оказались на 42 процентов меньше запланированного и составили 750 миллионов рублей против ожидаемых 1,3 миллиардов. Напомним, что госкомпания "Автодор" планировала за 10 лет нарастить доходы от сбора платы за проезд в 83 раза - с 474 миллионов рублей в 2011-м до 39,5 миллиардов рублей к 2020 году.

Еще по теме: Привокзальных сервисов станет больше

Впрочем, как пояснил председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах, доходы компания получала только с двух платных участков трассы М4 "Дон" вместо запланированных четырех. К тому же коммерческий перегон протяженностью 22,7 километров в Московской области, начал работать только в октябре 2012 года вместо апреля. Вторым участком стали 47 километров в Липецкой. Зато доходы от действующих платных участков, оказались на четверть выше ожидаемых, утверждает глава "Автодора".

Выйти на плановые показатели, по всей вероятности, не удастся и в этом году: в 2013 году планировалось получить в виде сборов 2,1 миллиардов рублей. Вместе с тем понятно, что подобные подсчеты носят во многом условный характер. Ведь введение платы за проезд целесообразно лишь там, где есть достаточно напряженный трафик, гарантирующий постоянный спрос и загрузку дороги. Это позволяет получать более-менее заметный финансовый поток от эксплуатации дороги и главное - вовлечь бизнес в формирование придорожной инфраструктуры. И чем сейчас, по всей вероятности, с особым рвением займется Автодор.  

Второе, на чем зарабатывает владелец автодороги - это дорожная инфраструктура. А вернее право разместить на придорожной территории различные сервисы, пункты обслуживания, магазины и так далее. В том случае, если сбор за проезд не оправдывает ожиданий, владелец участка зарабатывает как аренодатель на тех, кто оказывает услуги проезжающим.

Это интересно: Аэропорты Москвы трещат по швам

Это так называемое "право примыкания", которое начинается на российских платных дорогах от нескольких миллионов рублей. А в последующем Автодор будет получать регулярную арендную плату с частников. Отдать в пользование придорожные участки для создания свыше 40 таких многофункциональных зон и стать рантье и планирует на своих трассах и "Автодор". Но если не будет плотного трафика, то и с арендаторов много не сдерешь.  

Водителей завлекают на платные участки возможностью прокатится с ветерком и при этом не платить штрафы. В августе стало известно, что по платным участкам дорог можно ездить со скоростью 130 км/ч. А где 130 км/ч - там и 150 км/ч. Ездить со скоростью 130 километров в час можно будет на нескольких участках трассы М4 "Дон" в Московской, Липецкой областях и в Краснодарском крае, а также на участке трассы М1 "Беларусь" в Подмосковье.

В сентябре определены и новые платные участки трасс, где можно будет ездить со скоростью 110 км/ч дороги. Ими уже в сентябре станут участки трассы М-4 "Дон" в объезд городов Богородицка и Ефремова в Тульской области. До 110 километров в час увеличат максимальную скорость на Новорязанском шоссе возле Самары и Златоуста. А также неподалеку от Казани на трассе "Казань - Оренбург". В сентябре скоростными станут участки шоссе "Вологда - Новая Ладога" у Вологды. А в конце октября такой же статус получит отрезок трассы М-8 "Холмогоры" на границе Подмосковья с Владимирской областью.

Борис Яременко
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Два правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда
Два правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда
Правила игры
Есть всего два правила в сексуальной жизни, которые действительно работают. Они годятся и мужчинам, и женщинам. А те, кто их не знает, обречены тратить время и нервы на неподходящих людей.
Боб Марли о жизни и любви
Боб Марли о жизни и любви
Правила игры
На самом деле, любой человек причинит вам боль.
Итальянской мудрости пост
Итальянской мудрости пост
Правила игры
Что предназначено тебе, не возьмёт никто.
Мир без жалоб: как измени свою жизнь за двадцать один день
Мир без жалоб: как измени свою жизнь за двадцать один день
Правила игры
Все вроде бы знают о силе позитивного мышления, но жалоб на жизнь и недовольства почему-то меньше не становится.
Восемь самых полезных знаний
Восемь самых полезных знаний
Карьера
Освойте финансовую грамотность. Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте как создать свое дело и распоряжаться деньгами.
Восемь самых полезных знаний
Карьера
Освойте финансовую грамотность. Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте как создать свое дело и распоряжаться деньгами.
Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние Пятнадцать простых правил для быстрого прорыва в жизни Шесть ключевых навыков крутого продажника
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Ты
Ты
Ресурсы
Ты выбираешь, как думать о людях или же вовсе не думать о них. Каждый день – это выбор. И он за тобой. Прости, но у человека, у которого есть мечта, больше нет отговорок.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus