В борьбе с пробками все средства хороши. Московские власти, отчаявшиеся решить проблему традиционными способами, готовы пойти на неожиданные эксперименты. Уже испробованы перехватывающие парковки, полосы для общественного транспорта, агитация отказа от машин, увеличенные штрафы, а скоро на улицах города можно будет увидеть велотакси, или велорикш.
Инициатива исходит от Игоря Маркина, возглавляющего ЦНИИП велосипедного транспорта. По его мнению, нововведение поможет не только снизить интенсивность автомобильного потока, но и поспособствует пропаганде здорового образа жизни. Велотакси будут курсировать от станций метро к близлежащим паркам, театрам, музеям и торговым центрам. Среднее расстояние, посильное этому виду транспорта, составляет около двух километров, так как более продолжительные поездки слишком изнурительны для водителей.
Читайте также: Инновационное такси для Москвы
Как будет выглядеть велотакси? Первая ассоциация достаточно комична — обычный велосипед, с взгромоздившимся на багажник долговязым пассажиром, судорожно поджимающий шаркающие по асфальту ноги. В реальности планируется задействовать трехколесные машины иностранного производства и футуристического дизайна. Они вмещают до трех человек, комфортны и устойчивы. Стоимость каждого без учета доставки и растаможки составляет от 4 до 7 тысяч евро. Расходы по закупке транспорта и обучению водителей предложено взять на себя частникам в обход городского бюджета.
В мэрии готовы поддержать проект, но остается масса открытых вопросов. Например, как сертифицировать водителей и проводить организацию движения? Существующими правилами перевозка пассажиров на велосипедах не предусмотрена, исключение составляют только дети до 7 лет. Придется вносить изменения в ПДД, разрабатывать специальную дорожную разметку и предупреждающие знаки, регламентировать контроль технического состояния транспортных средств. Для очень малочисленной группы кандидатов в водители необходимо будет разработать систему экзаменационных тестов и определиться с категорией прав.
Еще по теме: Собянин раздает таксистам "пряники"
Передвигаться велотакси по пешеходным или автомобильным дорогам — тоже не решено. Ширина тротуаров почти везде недостаточна, а высокие бордюры станут непреодолимым препятствием. Движение в общем потоке небезопасно и будет раздражать автомобилистов своей медлительностью. Создание выделенной полосы тоже не панацея. Практика показала, что выделенной она перестанет быть очень быстро, да и противоречит основополагающей идее проекта по борьбе с пробками.
Велотакси очень устойчивы за счет низкого центра тяжести и треугольной рамы, но не обеспечивают достаточной безопасности при столкновении с автомобилем. Здесь нет ни прочного корпуса, ни подушек безопасности, а низкий вес и маленькая скорость только усугубляют ситуацию. Как решать финансовые и юридические споры в случае возникновения ДТП тоже пока не понятно. Вероятно, потребуется специальная страховка, оговаривающая все возможные нюансы.
Пробные заезды велорикш скорее всего пройдут в выходные дни, когда меньше машин и больше праздной публики, способной оценить не очень прагматичную идею. Для развлечения или неспешной ознакомительной поездки велосипед подходит гораздо больше, чем для транспортировки на вокзал тяжелых чемоданов. Одно дело, когда трудится бездушный мотор и совсем другое, когда перед тобой сидит несчастный соплеменник, жмущий на педали из последних сил. Эксплуатация человеком человека получается, а не приятная поездка.
Это интересно: Такси в Москве — что предпочесть?
Взять на себя перевозку хоть сколько-нибудь значимой части пассажиропотока у велотакси точно не получится. Слишком много ограничений. Маршруты только короткие, эксплуатация сезонная, скорость черепашья, вместимость и грузоподъемность маленькая. Стоимость тоже не будет низкой, по предварительным расчетам от 200 рублей и несколько ниже в случае полной загрузки кабины. Частникам до момента окупаемости предприятия придется ждать очень долго. Затраты на закупку транспорта и проведение всех сопутствующих процедур компенсируются только если техника будет работать на износ, подобно маршруткам в час пик. Такой загрузки никто не ожидает даже в самых оптимистичных прогнозах. Велорикши скорее состоятся в качестве развлечения для туристов и отдыхающих. Приятно в солнечный день неспешно прокатиться по Красной площади или паркам-усадьбам, но ни как не спешить на работу, продираясь через пробки и плотные ряды неулыбчивых пешеходов.
Идея сама по себе неплоха (экология улучшается, велоспорт пропагандируется, здоровье граждан растет в геометрической прогрессии), но рассыпается под натиском жизненных реалий. Приятно и то, что правительство неустанно думает о нас. Глядишь, так и в самом деле забудем о пробках, как о страшном сне.