Российский дискаунтер "Авианова" прекратил продажу билетов и может остановить полеты 4 октября 2011 года. Причиной этого эксперты называют конфликт акционеров — группы "А1" и американской Indigo Partners, а также большие долги авиаперевозчика. Если компания прекратит свою работу, то "возвращать ее к жизни" будет практически бессмысленно, и россияне потеряют самый дешевый способ летать внутри страны.
Как пишет газета "Коммерсант", пока официальных сообщений на эту тему от руководства компании не поступало. При этом пассажиры уже раскупили около 70 тыс. билетов на рейсы до 30 октября.
Пока в самой компании говорят, что остановка продажи билетов на сайте авиакомпании связана с переходом на новую IT-платформу, а выполнять полеты компания будет в полном объеме. Хотя проблемы "Авиановы" озвучивались еще в августе, когда появилась информация о наличии у перевозчика существенной задолженности, составляющей 1,5 млрд руб. Росавиация, несмотря на это, приняла решение о продлении сертификата эксплуатанта "Авиановы", с оговоркой, что акционеры предоставили документы о кредитной линии, которую получила авиакомпания для погашения долгов, и документы о платежеспособности "Авиановы" до конца 2012 года.
Никаких проблем компании это не решило. Управляющий директор компании Константин Тетерин сообщил "Коммерсанту", что в ночь c 3 на 4 октября партнеры "Авиановы" прекратят техническое обслуживание ее самолетов из-за долгов.
Акционеры из "А1" заявили, что решение о прекращении финансирования "Авиановы" было принято по итогам аудита, проведенного KPMG. По их словам, предыдущий топ-менеджмент, рекомендованный Indigo Partners, принес российским акционерам убытки в "десятки миллионов долларов", отмечает ПРАЙМ.
Партнер компании по лизингу, американская ILFC, со своей стороны утверждает, что компания прекратила платить по лизинговым контрактам еще в декабре 2010 года. В июле-августе ILFC потребовала погашения долга и возврата двух из шести самолетов "Авиановы", но компания не сделала этого. Как и не погасила долги перед другими работодателями.
По словам Тетерина, пассажирам авиакомпании, уже купившим билеты, следует перебронировать их. Полеты с 4 октября выполняться не будут. Пассажиры в соответствии с действующим законодательством РФ, получат свои деньги обратно. Пока полеты, судя по информации аэропорта базирования "Авиановы", не прекращены.
Статистика Росавиации показывает, что за январь-август 2011 года "Авианова" перевезла 866 тыс. пассажиров, заняв 12-е место среди российских авиакомпаний. Два месяца назад акционеры "Авиановы" (группа "А1" контролирует 51%, американская Indigo Partners — 49%) пообещали Росавиации, что вложат в компанию до конца 2011 года около 870 млн руб. До сих пор "Indigo Partners" свои обязательства не выполнила. Гендиректор "Авиановы" Владимир Горбунов пояснил, что компания "планово убыточна" и средств от продажи билетов на финансирование ее деятельности не хватает.
По мнению аналитика "Авиапорта" Олега Пантелеева, если "Авианова" действительно остановится, то "возвращать ее к жизни" будет практически бессмысленно. А, судя по разгорающемуся конфликту заниматься, перспективы у проекта плачевные. Он также отметил, что "если средств для возврата стоимости авиабилетов у авиакомпании будет недостаточно, они могут возмещаться из бюджета. На эти нужды в 2011 году зарезервировано около 500 млн руб.", подчеркивает Коммерсант. Хотя частично эти деньги уже потрачены на компенсации пассажирам "Континента", и неизвестно, сколько там денег вообще осталось.