В России дороги могут стать безальтернативно платными. О необходимости рассмотреть вопрос в такой плоскости заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Судя по заложенной законодательной и административной базе, принятие данного решения — это вопрос времени. Разговоры о необходимости существования бесплатных дублеров платных автотрасс уже не ведутся.
"Предлагается рассмотреть возможность, что в случае, если экономическая необходимость, коммерческий интерес и спрос в появлении платной автомобильной дороги есть, то эта дорога должна быть, даже при условии отсутствия бесплатной альтернативы", — цитирует Шувалова "Интерфакс".
В марте 2009 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что большинство федеральных автодорог в России станут платными. По словам главы Минтранса РФ Игоря Левитина около 85% сети федеральных автодорог планируется привести в нормативное состояние к 2015 году за счет средств Федерального дорожного фонда.
Шувалов добавил, что речь идет не только о строительстве новых дорог, но и о реконструкции существующих магистралей, а отмена принципа обязательности альтернативной бесплатной дороги приведет к существенному притоку частных инвестиций в инфраструктуру и будет нести в себе дополнительные плюсы для экономики, пишет Gazeta.ru.
Следует уточнить, что строить новые дороги на эти деньги необязательно. Напомним, что в ходе обсуждения закона об автомобильных дорогах сначала говорилось о том, что платными могут быть только вновь построенные магистрали. Затем стало обсуждаться обязательное наличие бесплатных дублеров платных дорог.
В итоге, в 2010 году президентом РФ был подписан федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и указ о внесении в него поправок. В закон введено новое понятие — "платные участки автомобильных дорог". Таким образом, создана возможность взимать плату не только с новых дорог, но и объявлять платными участки различных дорог после реконструкции.
По закону теперь можно закидать ямки асфальтом, а после этого ввести и плату за проезд. Только от советских дорожных ГОСТов никто отказываться не собирается. По ГОСТу Р 50597-93, предельные размеры просадок, выбоин, ям и прочих дорожных щербин не должны превышать по длине — 15 см, по ширине — 60 см и по глубине — 5 см.
Первая платная автодорога в России появились в 1999 году. Участок платной дороги действует на федеральной трассе М-4 "Дон" (с 414 по 464 км в обход Задонска Липецкой области).
Также приходится платить за перемещение по нескольким участкам региональных автодорог. В частности, на трассе Печоры — Старый Изборск — Палкино — Остров (19,32 км), Нестрино — Остров до границы с Латвией (62,11 км), Опочка — Полоцк (82,1 км) и Ольша — Велиж — Усвяты — Невель (58,7 км). К числу платных относится также участок автомагистрали Алтай — Кузбасс длиной в 137 километров и мостовой переход через реку Обь в Барнауле.
Стоимость проезда колеблется от 150 до 300 рублей для легковых автомобилей до 560-1130 рублей для автобусов с числом мест более 30, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 тонн и трейлеров свыше 8,8 тонн.
Теоретически в России в ближайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. В ноябре 2009 года госкомпания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") заявила о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 "Беларусь" (здесь плату за проезд будут взимать на 97% трассы — 439,5 км), 122 км — М3 "Украина", 671,9 км — М4 "Дон", 251 км — М10 Москва — Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань — Оренбург — граница Казахстана.
При этом тарифы на платных автодорогах России планируется сделать едва ли не самыми в Европе. Кстати, уже введенные в строй платные участки сходу заняли свое место в числе европейских лидеров по дороговизне.
"Если брать проект трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, то планируется взимать едва ли не самую высокую в Европе плату в 3,5-3,6 рублей за 1 км", — отмечает Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе".
"Если вы собрались на автомобиле из Москвы в Питер, то за проезд по всей дороге придется заплатить порядка 2400-2500 рублей, плюс расходы на бензин составят минимум 1000-1100 рублей. Итого получается 3500-3600 руб., что делает поездку по платной дороге выгодной, только если вы едете хотя бы втроем в одном автомобиле. При этом по времени и самолету, и "Саспану" вы при всех условиях проигрываете", — отмечает аналитик.
В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК "Автодор" планируется передать 18 тысяч километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей. А уже к 2016 году госкомпания планирует собрать с автомобилистов 62,8 млрд рублей.