ФК "Зенит" собирается поставить продажу фирменной атрибутики на европейские рельсы. По данным компании Nielsen, наши болельщики готовы тратить на футболки и шарфы не меньше европейских, а значит, и клуб может зарабатывать солидные суммы. Пока "Зенит" является единственным российским клубом, пытающимся сделать классический футбольный бизнес.
По заказу "Зенита" исследовательская компания Nielsen опросила 19 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет. Результаты оказались обнадеживающими для клуба — средние расходы составили 1900 рублей в год против 20,3-58 евро за тот же период (по данным Sport+Markt).
Как сообщают Ведомости, данные необходимы "Зениту" для составления бизнес-прогноза по федеральной экспансии розничных продуктов и по развитию торговой сети.
"Зенит" является абсолютным российским лидером по дистрибуции собственной фанатской продукции. В городе на Неве у клуба имеется 16 фирменных магазинов ассортимент которых составляют традиционные флаги, шарфы, сувениры, а также игровая форма, обувь, тренировочные коллекции и повседневная одежда.
Для сравнения — у ЦСКА только один магазин в Москве, у "Спартака" — четыре фирменных торговых точки, одна из которых является франчайзинговой. Для бюджетов клубов продажа атрибутики незаметна.
Прибыль от продажи фирменных изделий несущественна и для "Зенита", однако у питерцев доходы в этом сегменте исчисляются миллионами долларов.
В 2010 году выручка "Зенита" от продажи одежды и атрибутики составила около $12 млн в год. Общий доход ФК от коммерческой деятельности в 2010 году составил $59 млн. Таким образом, магазины принесли 5% от общей выручки в прошлом году.
Это оказалось даже выше ожиданий руководства клуба. "В этом году выручка от реализации спортивной одежды, формы, атрибутики с символикой клуба должна составить $10 млн. Но мы планируем, что уже через 4-5 лет выручка от мерчендайзинга будет составлять $40-45 млн", — рассказал "Вестям" президент "Зенита" Александр Дюков в июне прошлого года.
"Зенит" намерен расширять и обновлять ассортимент продукции, а также на развивать дистрибьюторскую сеть.
Однако это пожалуй единственный пример классического маркетингового подхода в российском футболе. По уровню расходов наш чемпионат входит в число лидеров, а вот извлекать прибыль за счет продаж билетов, телетрансляций и атрибутики в РФ еще не научились.
В прошлом году совокупный бюджет российской Премьер-лиги составил $558 млн. В этом году цифра существенно выросла — до $947 млн, подсчитал журнал "Финанс".
Расходы отечественных клубов значительно выше, чем у 18 клубов высшего испанского дивизиона (без учета "Реала" и "Барселоны"), а также 17 клубов итальянской "Серии А" (без учета "Интера", "Милана" и "Ювентуса"). Это больше совокупных расходов голландского и португальского чемпионатов вместе взятых.
Образцовым по своим финансовым параметрам считается функционирование британских клубов. Топовые команды свыше 30% бюджета формирует за счет продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики. От 20 до 50% прибыли обеспечивается за счет продажи телевизионных трансляций. Остальное — поступления от спонсоров, рекламы и продажи игроков.
Финансовое состояние отечественных клубов целиком и полностью зависит от спонсоров, госкомпаний и региональных властей. Они обеспечивают как минимум 80% бюджетов клубов. В Европе вклад спонсоров, как правило, не превышает 20-30%.