Мифическая война брендов с контрафактом

Мифическая война брендов с контрафактом
Мифическая война брендов с контрафактом

Подделки под брендовую одежду в России достигают 37% от общего оборота. Об этом сообщили в Департаменте экономической безопасности (ДЭБ) МВД, подводя итоги операции "Контрафакт". Полиция закрывала подпольные цеха и сайты, которые производили и продавали поддельную продукцию. Но контрафакт является оборотной стороной самих брендов.

Как отмечается в сообщении ведомства, из предметов парфюмерно-косметических товаров, одежды, бытовой химии и продуктов питания фальсифицированными оказываются от 15 до 30% продукции.

По данным ведомства, в России отмечено снижение доли подделок аудио- и видеопродукции. Нет смысла тратиться на диски, когда есть интернет. Видимо, по этой же причине на 7% упал сократилось использование контрафактного программного обеспечения, хотя доля нелегального ПО остается подавляющей — 80%.

"Выявлено около пяти тысяч правонарушений, пресечена незаконная деятельность 73 предприятий и подпольных цехов, производивших контрафактную продукцию, приостановлена незаконная деятельность 70 интернет-сайтов", — сообщил ДЭБ МВД по результатам проведенной операции.

При этом истинные размеры контрафактного производства и оборота в России вряд ли известны и самим правоохранителям. Имеются только приблизительные оценки, которые показывают, что эти сектора составляют значительную часть экономики страны.

Оборот поддельной продукции на российском рынке по минимальным официальным подсчетам превышает 100 млрд рублей в год. При такой оценке государственный бюджет недосчитывается порядка 35 млрд рублей.

Неофициальные оценки продаж контрафактных товаров в России — свыше $6 млрд в год. Ряд экспертов предлагают эту цифру умножить в несколько раз.

Основные поставки контрафакта в Россию идут из страны Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Индия и др.), а также Болгарии, Турции, Польши и Украины. В некоторых районах страны, граничащих с Китаем, свыше 95% всего товарооборота составляет контрафакт.

При этом в РФ объемы производство подделок в разы уступают импортным потокам контрафакта. Однако есть товарные группы, где отечественный контрафакт лидирует абсолютно. В нашем случае — это производство алкоголя, минеральной воды, а также аудио и видеопродукции. Значительную долю теневого контрафактного рынка занимают отечественные подделки лекарственных средств и биологически активных добавок.

При этом сам контрафакт по своим потребительским свойствам может разниться кардинально. Львиную долю составляет относительно нормальный по своим характеристикам и параметрам товар, который просто производится без необходимых на то документов. Таким образом могут работать и вполне легальные предприятия. Это так называемая "четвертая смена" на ликероводочных заводах, фармацевтических производствах, звукозаписывающих фирмах и т. д.

Если при этом незаконно используются чужие торговые знаки, а продукция продается по соответствующим ценам с известной наценкой бренда, производитель как бы отбирает часть сверхприбыли у владельцев торговой марки. Например, это происходит, когда фармпроизводитель продает отечественный аналог западного препарата именно как аутентичный товар в соответствующей упаковке.

Необходимо понимать, что брендовые товары всегда дают сверхприбыль, которой следует считать так называемую плату за бренд. Она является дополнительной наценкой на отпускную оптовую цену товара, в которою уже заложена прибыль и составляет 30%-50% от себестоимости, но может быть и существенно больше.

Когда владельцы брендов заявляют о миллиардных финансовых потерях в результате подделки их изделий — они кривят душой. В определенном смысле это можно назвать недополученной прибылью, вернее, сверхприбылью. К тому же рассчитать реальный объем контрафакта, на основании которого выводятся миллиардные "потери", нереально. То есть цифры берутся, что называется, "с потолка".

Кроме того, указанная наценка за созданный для потребителя миф, делает значительные объемы предложения невостребованным, отсекая значительную часть спроса. Особенно это касается товаров премиальной и люксовой категории. Причиной тому — недостаточная платежеспособность значительной части населения.

Именно поэтому люди покупают контрафактный товар, то есть платят за миф, но только тем, кто продает его дешевле, подстраиваясь под возможности покупателя. Было бы наивным предполагать, что эту очень значительную долю рынка, дающую огромные прибыли, оставят без внимания сами производители брендовых товаров.

Не секрет, что большинство европейских фирменных производителей той же одежды уже давно вынесли свои производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии. Оттуда же идет основной поток подделок. Проще говоря, брендированная продукция и так называемые подделки в основном производятся одними и теми же трудолюбивыми азиатскими ручками…

Учитывая то, что с такой продукции зачастую не платятся налоги, а статус "подделки" позволяет экономить на качестве продукта, норма прибыли для брендов-оборотней делает бизнес на подделках не менее прибыльным, чем официальное производство. А на всякий товар, как известно, есть свой купец.

Все это шулерство идет только на пользу брендам, которые таким образом сегментируют рынок и имеют свой профит с максимально широкой аудитории. В минусе остается разве что гипотетическое государство. Интересы собственно бюрократии также не нарушаются. Ведь такую долю рынка невозможно получить без того, чтобы чиновники за мзду массово не закрывали глаза на идущие мимо бюджета финансовые потоки. Они же потом пополняют отряды покупателей собственно брендовой продукции.

В прошлом году в ЕС проводилось исследование реальных потерь производителей брендовых вещей от подделок. Исследователи пришли к двум выводам: бренды завышают цифры потерь от контрафакта, к тому же сам контрафакт работает на бренды, выполняя функции рекламирования торговых марок.

Кстати, комментировавший это исследование советник британского Министерства внутренних дел Дэвид Уолл, проговорился весьма любопытным образом. "Мы должны сосредоточиться на борьбе с такими преступлениями, как торговля наркотиками или контрафактных деталей для самолетов и других подобных делах, которые действительно несут общественный вред", — заявил он.

Вы представляете себе подпольный цех по производству поддельных деталей к самолетам? А тем более, технологии производства и схемы сбыта такой продукции. Это ведь не спирт с водой мешать в подвале…

Стоит отметить, что поведение потребителей и их отношение к брендам и контрафакту достаточно рационально. Даже в вышколенной Западной Европе, согласно исследованиям социологов, значительная часть населения готова покупать качественный контрафакт.

Европейцы наиболее внимательны к брендам при покупке алкоголя (67%), электроники (63%) и продуктов питания (61%). Это понятно, электроника достаточно дорогостояща, а алкоголь и продукты питания — это здоровье, которое, как известно, очень сложно поправить за деньги. Менее всего "фирменность" марки интересуют европейцев в случае покупки одежды и обуви (55,4%).

Пожалуй, действительно опасным для потребителя является "гаражная брендовая экономика", которая производит фальсификат, то есть не просто "левый" товар, а продукцию, не соответствующую элементарным нормам и способную нанести реальный вред потребителю.

Впрочем, как показывают многочисленные тесты товаров различных торговых марок, которые нынче можно увидеть даже на телеэкранах, зачастую и бренд ничего не гарантирует в плане качества товаров. Но это вопрос в первую очередь к государству, развалившему систему ГОСТов и фактически не предложившему ничего взамен.

Виталий Сальник
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.