Согласно данным Главного таможенного управления КНР, внешнеторговый баланс КНР в первом квартале 2011 г. оказался дефицитным. Это произошло впервые за последние 6 лет. Отрицательное сальдо составило $1,02 млрд, в сопоставимый период 2010 г. баланс оказался положительным — $13,9 млрд. Китайцы говорят о росте цен на сырье, ставшее причиной дефицита.
В целом в январе-марте 2011 года внешнеторговый оборот страны увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 29,5% и достиг $800,3 млрд США/ Аналитики в КНР утверждают, что проявившийся дефицит носит сезонный характер, и в первую очередь связывают это с резким ростом цен на сырьевые товары.
"Мы думаем, что это сезонное явление, характерное для этого квартала", — говорит Чай Сан, фондовый аналитик Nomura в Гонконге. "В течение последних нескольких лет первый квартал стабильно демонстрирует замедление, и вряд ли эта тенденция распространится на весь год", — цитирует аналитика CNN.
По итогам марта сальдо и в самом деле оказалось минимально положительным — $140 млн, а в процентном отношении вырос до 35,8 с 27,3%. Тем не менее, профицит китайской внешней торговли по итогам года будет ниже.
"Данный факт свидетельствует о том, что попытки Китая по изменению торгового баланса дают результат гораздо быстрее, чем ожидалось. Это, в свою очередь, позволит ослабить давление относительно ускоренного повышения курса юаня", — приводит пояснения экономиста Mizuho Securities Asia Шена Джиангуанга BFM.ru.
По его прогнозам, профицит торгового баланса КНР в 2011 году должен упасть ниже $150 млрд против $183 млрд в 2010 году.
В самом деле, мировые цены на разнообразное сырье выросли практически на треть, а на отдельные его виды и того выше. Например, железная руда для китайской промышленности подорожала на 59,5%. При этом увеличились и объемы импорта руды в страну — на 14,4%, до 180 млн тонн.
По итогам первого квартала импорт взлетел на 32,6% в годовом исчислении, до $400,66 млрд. В то же время экспорт увеличился на 26,5%, до $399,64 млрд.
Как видим, рост экспорта также был значительным. Но дело не только в колебаниях цен на сырье. Имеется еще и фактор роста внутреннего потребления и повышения спроса со стороны Китая на импортные товары.
Причем это не только сырьевые товары. Например, зафиксирован рост объемов импорта продукции машиностроения и электроники, который увеличился на 25,6%, до $172,92 млрд. Что показательно, импорт автомобилей увеличился на 31,8%, до 236 тыс. единиц.
Рост объемов импорта потребительских товаров, вероятно, можно считать следствием политики китайского руководства по стимулированию внутреннего спроса. Оборотной стороной этого процесса станет инфляция, предполагают эксперты.
Она же может стать ограничителем внутреннего спроса, так как устойчивость китайской экономики зиждется на огромном экспортном потоке, дешевизна которого обеспечена именно низкими заработными платами в самом Китае.