Чем дальше кризис, тем крепче градус

Ответ россиян на мировой финансовый кризис – большее потребление водки. Однако, они станут меньше запивать её пивом. Об этом говорит статистика и наши эксперты.

Потребление водки в России в 2009 году из-за последствий мирового финансового кризиса вырастет по сравнению с докризисным периодом на 8-10% - до 15 л на человека в год, рассказал президент консалтингового агентства «Качалов и Коллеги» Игорь Качалов. В то же время потребление пива, наоборот, сократится на 7-8% - до 80 л на человека в год с 85-90 л; вина - на 12-15% до 7-8 л на человека в год против 8-9 л в докризисный период.

Как И.Качалов уточнил в интервью Bigness.ru, прогноз компании основан на трех факторах. Во-первых, у России есть опыт переживания кризиса. В 1998 году финансовая ситуация была схожая, хотя и в разы худшая. Тогда тенденция роста спроса на водку была еще более заметной. Во-вторых, у аналитиков есть уже сложившиеся параметры определения динамики спроса. В-третьих, по словам И.Качалова, прогнозы опираются на уже отмеченную в ноябре тенденцию.

По данным участников алкогольного рынка, падение продаж дорогого алкоголя (от 250 руб. за бутылку) и рост продаж водки в ноябре уже зафиксирован, особенно в регионах, рассказал И.Качалов. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в интервью Bigness.ru уточнил, что потребление падает не столько в зависимости от характера напитка (водка, вино или пиво), сколько от его ценовой категории.

В.Дробиз отметил, что потребление алкогольных напитков в среднем ценовом сегменте стало сокращаться еще до российского кризиса, в 2007 году, тогда как последние 4 года до этого, средний ценовой сегмент «очень активно развивался». Спад в сегменте middle был вызван возросшим уровнем инфляции, кризис же только усилил эту тенденцию. В то же время спада в сегменте premium ожидать не приходиться. Поскольку, по словам В.Дробиза, потребитель элитного алкоголя станет совершать покупки не в ресторанах, а в рознице. В условиях кризиса это логично, ведь традиционная наценка заведения составляет 500-400%.

Иными словами потребитель premium класса уйдет из ресторанов и кафе в розничную торговлю.

В элитных бутиках продажи алкоголя также вероятно упадут, отметил эксперт. Безусловно, в таких условиях потребление дешевой водки (как легальной, так и нелегальной) будет расти, согласился с нашим предыдущим собеседником В.Дробиз. Потребление вина же будет сокращаться. Традиционным для России напитком по прежнему остается водка, а в кризисный период пробуждается национальное самосознание, горько пошутил В.Дробиз.

Еще одним печальным последствием кризиса для рынка алкоголя директор ЦИФРРА назвал нарушение системы бизнес-доверия. Компании не получают кредитных денег, поставщики не получают денег от ритейлеров и пр. Наибольший удар придется на федеральные компании, считает В.Дробиз. Региональные производители в такой ситуации постараются максимально сосредоточиться на рынках своего региона, чтобы не отправлять продукцию далеко.

Потребление пива по мнению В.Дробиза, напротив, вероятнее всего вырастет. Более 90% рынка занимает дешевое пиво, что наверняка сделает этот напиток востребованным в кризисное время.

Однако рост потребления водки будет связан не только с ее более дешевой стоимостью по сравнению, например, с виски и коньяком. Как отметил в интервью Bigness.ru представитель психологического тренинг-центра «Синтон» Денис Шевцов, распространения алкоголя вообще в нашей российской культуре связано с желанием уйти от проблем. Соответственно, чем больше проблемы, тем, увы, чаще народ обращается к алкоголю. Для этих целей отнюдь не нужно покупать какой-либо дорогой бренд.

И.Качалов также подчеркнул, что в росте продаж водки важную роль играет иллюзия антидепрессивной функции алкоголя.


Дарья Юрищева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.