Табачная реклама в скрытой форме

Не стоит удивляться тому, что в скором времени в России появятся носки Marlboro, туалетная вода Vogue, шоколад Camel, а в фильмах актеры будут все время курить или нервно вертеть в руках пачку сигарет. Таковы пути обхода запрета на рекламу табачных изделий. Как иначе растущему поколению продемонстрировать новые табачные продукты или напомнить о старых брендах?!

Россия присоединяется к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Для этого необходимо выполнить несколько условий: полностью запретить рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий в течение пяти лет.

Представители ведущих мировых производителей табачных изделий, работающих в России, уже поддержали инициативу правительства. Так, директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International ( PMI ) в России и Белоруссии Артем Чернис, отмечает, что пришло время для формирования законодательства по всестороннему регулированию табачной отрасли.

«Такое регулирование должно решать задачи, связанные с воздействием курения на здоровье, и в то же время создавать условия для ответственного ведения бизнеса представителями табачной отрасли. Именно эти принципы и заложены в конвенции», - заявил он.

Как сообщает «Интерфакс», предполагается, что в России будет подготовлен проект Национальной стратегии по борьбе против табака и создан национальный координационный орган. Согласно документу, будут введены ограничение или полный запрет рекламы табачных изделий, осуществлена налоговая политика, направленная на сокращение потребления табака. Кроме того, к маркировке табачных изделий и их обороту будут предъявляться более жесткие требования.

Также предлагается запретить курение в общественных местах, продажи сигарет несовершеннолетним и публиковать на пачках состав сигарет и табачного дыма.

Что же станет с рынком табачных изделий при такой антитабачной политике и полном запрете рекламы? Эксперты считают, что «страдания» его будут умеренными.

Западный опыт показывает, что даже в тех странах, где уже полностью запрещена реклама табака, потребление сокращается не столь значительно, как хотелось бы законотворцам. А чаще и вовсе не сокращается.

Причина заключается в сложившейся модели поведения, которая в чем-то даже поощряет курение. Это мы видим в кинофильмах, в образах актеров. «На самом деле в формировании образа жизни и общественного самосознания курение является его частью и сейчас, к сожалению, особо негативно не воспринимается», - сокрушается Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам».

В интервью Bigness.ru эксперт отметил, что с введением полного запрета на рекламу вряд ли стоит ждать сокращения реализации продукции. Однако темпы роста продаж, безусловно, замедлятся, потому что реклама является мощным инструментом продвижения сигарет средней и высокой ценовой категории.

Несомненно, появятся сложности с выведением на рынок новых марок. Станет затруднительно информировать о них потребителя, привлекать новых клиентов. Старые «поклонники», скорее всего, останутся верны «своей марке», если, конечно, не бросят вредную привычку.

А вот насколько будут снижаться темпы роста, специалисты пока затрудняются ответить. Впрочем, если вновь полагаться на западный опыт, то сокращение может быть достаточно существенным, на 30-50%, предполагает В.Кочетков, т.е. рост не будет превышать 3-5% в год, что снизит инвестиционную привлекательность отрасли.

Что касается конкретно рынка рекламы, то он не пострадает от ухода «табачников». В последнее время табачные изделия зачастую продвигались инструментами наружной рекламы. Этот ресурс достаточно дефицитный, поэтому за счет ухода табачников с рынка освободятся определенные площадки, которые непременно будут востребованы представителями других отраслей. «Поэтому именно для рекламного рынка никакого негатива не будет в условиях дефицита поверхностей. Рекламщики смогут продать все, что освободится, достаточно быстро», - подчеркивает эксперт.

И все-таки скрытая реклама табака останется. Табачники смогут обойти запрет, уверены специалисты. «Скорее всего, производители будут искать альтернативные решения, как это было в алкогольной продукции, когда, например, производили конфеты «Флагман», - отмечает в беседе с Bigness.ru аналитик УК «Тройка Диалог» Михаил Терентьев.

Да, именно благодаря так называемому «зонтичным брендам» табачники увековечат название своего продукта в безобидном парфюме, шоколаде, в носках и так далее. Кажется – рекламы нет, но Marlboro, Camel, Virginia останутся у всех на слуху. В частности, таким способом продвигается премиум-бренд Davidoff. Под его логотипом широко продается парфюмерия и кофе. 

Кроме того, не исключено, что скрытая реклама табачных изделий заполонит и наш экран. Вот вы видите, как любимый герой фильма, нервничая, теребит в руках ту или иную пачку сигарет или закуривает сигару. Почему бы подрастающему поколению не последовать его примеру? Кстати, «сигаретный» product placement уже был замечен на наших экранах.

Кстати, а как официальный запрет повлияет на стоимость «яда»? Может ли курильщик рассчитывать на то, что его пагубная привычка станет дешевле? Казалось бы: у табачных компаний сократятся расходы на рекламу и маркетинг, которые так или иначе косвенно перекладываются на потребителя. Теоретически цена на товар должна значительно упасть, ведь себестоимость в данном случае будет снижаться.

Между тем, в условиях сокращения темпов роста продаж компании, чтобы сохранить свои финансовые показатели, табачные компании не изменят базовую стоимость сигарет. А конечная стоимость пачки даже повысится – из-за новых акцизов и инфляции.


Эльвира Чукмарова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.